Элемент заголовка Элемент заголовка Элемент заголовка Элемент заголовка Элемент заголовка
                 

 

КОНФЛИКТ ВОЗНИК КАК РАЗ ВОВРЕМЯ
Китайское руководство постарается показать Бушу и миру лимиты американского всевластия.
Буш тоже сожалеет - но не извиняется.

Елена Шестернина, Дмитрий Косырев

Независимая газета # 62 (3972) 7 апреля 2001 г.

 

 

 

АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЙ конфликт, начавшийся в минувшее воскресенье в связи с столкновением американского самолета-разведчика и китайского истребителя, конечно, произошел случайно. Но - как нельзя более вовремя. В каком-то смысле вся эта история может форсировать выяснение отношений между китайским руководством и администрацией Буша, которая пока лишь намечает контуры своих отношений с окружающим миром. Взаимные обвинения, звучавшие в течение последних дней с обеих сторон, отражают как бессилие администрации Буша продемонстрировать свою силу, так и достоинства хорошо темперированного дипломатического клавира пекинских властей. Последние, видимо, не упустят ни одного шанса показать Бушу и миру лимиты американского всесилия и при этом остановятся как раз в той точке, за которой начнутся ненужные Китаю последствия. Можно предсказать, что значение этой истории - в нюансах, в том, сколько часов Пекин будет тянуть с очередным ответом на очередной запрос Буша и сколько вообще времени пройдет до некоей нормализации положения. (Прежний подобный случай занял год - но повод был серьезнее: гибель китайских граждан во время якобы случайного ракетного удара США по посольству КНР в Белграде.)
В любом случае новой администрации США будет очень полезно почувствовать на практике, что есть несколько стран, с которыми единственная сверхдержава фактически не может ничего сделать. Получилось так, что первым по времени тут оказался именно Китай - страна, которую в закрытых докладах в США уже давно именуют второй сверхдержавой или кандидатом в таковые.
Вчера Китай потребовал от США взять на себя ответственность за инцидент в Южно-Китайском море, а также принять меры к недопущению повторения подобных случаев. Председатель КНР Цзян Цзэминь заявил в ответ, что Соединенные Штаты должны "прекратить все шпионские полеты в воздушном пространстве над китайскими прибрежными районами" во избежание повторения подобных инцидентов. "Мы не можем понять, почему США часто посылают свои самолеты для наблюдения в районы, расположенные так близко к Китаю", - добавил он. Американская сторона, в свою очередь, заявила, что считает виновником столкновения китайского летчика. Впрочем, американцы предложили оказать помощь в поиске пропавшего летчика, который, как сейчас ясно, сумел катапультироваться.
В понедельник, когда стало очевидно, что китайская сторона не намерена пойти на мировую и отказывается предоставить направленным из Вашингтона дипломатам возможность встретиться с 24 членами экипажа, Буш, напомним, направил в сторону острова Хайнань три эсминца оперативного флота США. Кроме того, он в резкой форме осудил китайцев за то, что они медлят с разрешением американским представителям встретиться с членами экипажа, поскольку, по его словам, это "противоречит сложившейся дипломатической практике". После этих демаршей Пекин пошел на попятную - разрешил американским представителям подняться на борт самолета-разведчика и встретиться с членами экипажа. После чего эсминцы были отозваны обратно.
Пекину на то, чтобы дать положительный ответ, понадобилось 30 часов, в течение которых китайские военные, очевидно, изучали секретную аппаратуру на борту самолета. Как утверждает американская телекомпания Эн-би-си, США не сомневаются, что китайские власти позволят экипажу вернуться на родину, но опасаются, что не получат назад свой самолет, на борту которого находится радиоэлектронная аппаратура для дальнего прослушивания.

БУШ ТОЖЕ СОЖАЛЕЕТ - НО НЕ ИЗВИНЯЕТСЯ

ПРЕЗИДЕНТ США Джордж Буш вчера вслед за госсекретарем Колином Пауэллом выразил свои сожаления по поводу инцидента над Южно-Китайским морем, сказав, что "мы молимся за пропавшего китайского летчика и его семью". Ранее Пауэлл передал свои сожаления китайцам повторно - уже в письменном виде. Буш также отдал инструкции своим чиновникам снизить накал антикитайской риторики.
Мы хотим сказать китайцам, заявил президент, что наши отношения с КНР очень важны, и, хотя Китай - стратегический конкурент Америки, это не значит, что нет областей, где они могут быть партнерами. Например, в экономике.
Буш тщательно избегал слова "извинения", но считается, что Пекину "сожалений" может оказаться недостаточно. В частности, отмечают американские специалисты по Азии, был эпизод в 70-х годах, когда японцы говорили китайцам об "угрызениях совести" и "глубоких внутренних размышлениях" по поводу Второй мировой войны, но китайцы заявили, что этого им мало.
Так или иначе, американский военный атташе, который всю эту неделю так и живет в гостинице города Хайкоу, получил вчера разрешение на очередное посещение 24 членов команды разведсамолета. Вчера между двумя сторонами шли переговоры о путях выхода из кризиса - прежде всего о возвращении в Америку экипажа. Впрочем, в ходе переговоров китайская сторона демонстрирует богатый арсенал возможностей сделать конфликт очень затяжным. Например, заявляя, что, хотя самолет США и терпел бедствие, его посадка в Китае без формального разрешения есть все же техническое нарушение суверенитета. По каждому из таких пунктов дискуссию можно вести долго.
По неофициальной информации, полученной "НГ" из китайских источников, американские разведчики постоянно нарушают китайское воздушное пространство как в Южно-Китайском море, так и в других местах, но ВВС КНР не всегда успевают реагировать. Однако в этом случае китайский истребитель, пилотируемый Ван Вэем, буквально подстерегал потенциального нарушителя и, как только тот вошел в воздушное пространство КНР, начал маневры с целью вытеснить американца, заставить его повернуть, что, однако, кончилось его гибелью. Официальная же позиция Пекина остается прежней - что истребитель шел в 1300 футах от американского самолета, но последний вдруг резко повернул.
С другой стороны, источники в Пентагоне огласили свою версию: китайский летчик был хорошо им известен как любитель рискованных маневров, человек, игравший с опасностью. Однажды он несколько секунд летел в трех метрах от кабины очередного американского разведчика, держа перед собой лист бумаги с крупно выведенным на нем собственным адресом электронной почты. По американской версии, на этот раз китайский истребитель оказался буквально в метрах под крылом разведчика, в "слепой зоне", и, когда американский самолет качнуло, последовало столкновение. И это неединственный китайский летчик, которого американские разведчики знают буквально в лицо, по номерам самолетов, погонам и так далее. Однако "Нью-Йорк таймс" отмечает, что в последние сутки Пентагон приглушил свои обвинения в адрес китайцев, заявляя, что все же не очень ясно, как произошел инцидент.
Тем временем события в самом Китае показывают, что "интернетовское поколение" китайцев ничуть не менее националистично и чувствительно к ущемлению национального достоинства, чем все предыдущие. Ко вчерашнему дню уже подали заявку на антиамериканские демонстрации студенческие и другие молодежные группы из 50 университетов и училищ. Власти пока что отказывают им.
Американские компании с миллиардными инвестициями в КНР, в частности "Моторола", "Проктор энд Гэмбл", "Дженерал моторс" и другие, пока что издали распоряжение своим американским служащим в Китае проявлять осторожность. Но они не могли приказать акциям своих компаний прекратить падение на биржах Гонконга и Шанхая. Впрочем, падать начали и акции ведущих предприятий Китая, и это отчетливо показывает, что скандал мешает обеим сторонам.

 

 

     
     
   

 

Hosted by uCoz