Элемент заголовка Элемент заголовка Элемент заголовка Элемент заголовка Элемент заголовка
                 

 

 

Информационное сообщение

28 октября в Кишиневе прошла Вторая чрезвычайная конференция Общественного движения "Единство Молдовы" в которой приняло участие 46 активистов этой организации. Предметом обсуждения стала ситуация в стране и подготовка к проведению Первого сьезда "Единства Молдовы", намеченного ранее на четвертую декаду октября.

 

 

Собравшиеся констатировали общее ухудшение ситуации в стране. Очевидный провал переговоров о приднестровском урегулировании и последовавшая за ним таможенная война с Приднестровьем, сложная ситуация на переговорах с представителями Гагаузии, реальная угроза дефолта, и отсутствие реальных подвижек в отношениях с ближайшими соседями - Россией и Украиной, публичное заявление президента страны о неучастии Молдовы в российско-белорусском союзе - все это, вместе взятое, говорит об опасности изоляция Молдовы от СНГ, что в сочетании с полным экономическим крахом может повлечь за собой вспышку национализма с трагическими для русскокультурного населения последствими.

В этих условиях конференция приняла решение о немедленной регистрации на базе Общественного движения "Единство Молдовы" политической партии. Председателем оргкомитета по созданию партии "Единство Молдовы" избран Председатель Общественного движения "Единство Молдовы" С.Э.Ильченко.

В ходе обсуждения собравшиеся выработали политическую платформу партии "Единство Молдовы".
В области внешней политики это:
- Курс на сближение с традиционными партнерами: Россией, Белоруссией и Украиной, связаный прежде всего с преодолением таможенных барьеров, экономической интеграцией и активным привлечением инвестиций.
Необходимость экономической ориентации прежде всего на Россию и другие страны СНГ обусловлена наличием традиционных, унаследованных еще от СССР, связей с этими странами, отсутствием языковых, культурных и визовых барьеров, большим количеством личных, родственных, деловых связей, реально существующих в пространстве бывшего Советского Союза. Кроме того, ясная и определенная ориентация Молдовы на СНГ является одной из важнейших предпосылок успешного урегулирования в Приднестровье.
- Последовательный курс на нормализацию отношений с международными финансовыми организациями.
Молдова, несомненно, должна стремиться избежать дефолта и выполнить уже взятые на себя долговые обязательства. Нерациональное расходование кредитов является внутренней проблемой нашей страны и не освобождает молдавское государство от обязанности платить по прежним долгам. А поскольку одним из необходимых условий выполнения Молдовой своих обязательств является реструктуризация долгов, то конструктивные отношения с международными финансовыми структурами являются важнейшей составляющей государственной стабильности республики.
Даже беглый анализ требований, выдвигаемых по отношению к Молдове со стороны МВФ и Всемирного Банка убеждает в том, что все разговоры об их невыполнимости, и тем более кабальности, сильно преувеличены. Речь идет о построении реально работающей экономики, способной существовать самостоятельно, без постоянной подпитки извне. Этой задаче и подчинены основные требования, выдвигаемые международными финансовыми организациями. Все прочие условия, будь то обязательная приватизация каких-либо отраслей хозяйства, либо их реформирование, носят вторичный характер и выдвигаются только в плане выполнения главной задачи - достижения хотя бы относительно стабильной ситуации в экономике. Как следствие, они выдвигаются в самой общей форме и легко поддаются корректировке, а неудовлетворительные результаты переговоров с МВФ и ВБ есть в первую очередь следствие неудовлетворительной деятельности молдавской стороны на переговорах.
В области внутренней политики:
- Либерализация экономики и снятие избыточных административных барьеров. Амнистия капиталов и налоговая амнистия.
Уйдя от явного, открыто провозглашаемого социализма, Молдова не стала и капиталистическим государством. Отказ от социализма стал на практике отказом от обширного блока социальных гарантий, но отнюдь не от неэффективной командно-административной системы, процветающей в Молдове и по сей день.
В настоящее время молдавское государство являет собой худшую, доведенную до крайнего предела форму бюрократии, которая использует для управления страной наиболее одиозные методы социалистической системы, при полном отказе от всех ее позитивных завоеваний. Повсеместным явлением стала монополизация рынка различных видов деятельности, с последующим выдавливанием из них предприятий малого и среднего бизнеса. Единственным отличием от социализма, существовавшекго в советское время, и, увы, отличием в худшую сторону, стала полная деградация государственых предприятий. Нынешнее молдавское государство по сути представляет собой единый фискально-запретительный аппарат, не приносящий никакой реальной пользы простым гражданам. Единственная его функция - изъятие финансовых средств у физических и юридических лиц, производимое всеми мыслимыми и немыслимыми способами с одной-единственной целью - для прокормления этого аппарата.
Очевидно, что при подобном засилье чиновников никакое развитие страны невозможно. Нашу задачу мы видим том, чтобы последовательно добиваться снижения до минимума числа административных барьеров и полностью ликвидировать чиновничье вмешательство в деятельность конкретных частных предприятий. Государственное регулирование должно носить характер общей политики - налоговой, кредитной и разрешительной.
Свобода предпринимательской деятельности должна включать в себя целый блок правовых и имущественных гарантий, направленных на создании стабильной и предсказуемой обстановки в стране и исключающий произвольную экспроприацию собственности и правовое неравенство юридических лиц. При этом следует обратить внимание не только на правовую базу, но и на реальную практику ее применения.
Десятилетие деятельности в условиях законодательного и экономического хаоса породило множество казусных ситуаций, судебное разбирательство по которым способно тянуться десятилетиями без видимого результата. В связи с этим, партия "Единство Молдовы" выступает за широкую амнистию капиталов и налоговую амнистию.
- Лучше действующий, пусть и несовершенный закон, чем совершенный, но притом совершенно бездействующий.
Многочисленные комплименты, то и дело расточаемые в адрес молдавского законодательства, на практике оборачиваются тем, что принятые законы, совершенные по содержанию, на практике бездействуют. Кроме того, в настоящее время в республике имеются десятки тысяч судебных дел, по которым уже вынесено решение, но это решение не исполняется. Большие сомнения вызывает и независимость судей, при том, что руководство высшими судебными органами страны назначается парламентом. Не редкость и низкое качество судебных решений.
Все это, вместе взятое, порождает атмосферу хаоса, произвола и неуважения к закону. Отсутствие реальной защиты со стороны правосудия и проблематичность исполнения уже вынесенных судебных решений воздвигают еще один барьер на пути возможных инвестиций в экономику страны. К этому следует добавить и постоянные изменения законодательной базы, сплошь и рядом носящие откровенно политический характер.
В создавшейся ситуации на наш взгляд было бы уместным несколько замедлить процесс законотворчества, перенеся основное внимание на совершенствование механизма исполнения уже принятых судебных решений и уже существующих законов. Что же касается экономического законодательства, то оно, как никакое другое, нуждается в стабильности. В этой связи было бы разумным законодательно ограничить внесение изменений и дополнений в экономические законодательные акты в течении некоторого срока после их принятия, к примеру, в течении первых трех-пяти лет.
- Проведение переговоров о приднестровском урегулировании на качественно новом уровне. Полный отказ от давления - политического, экономиченского, таможенного и т.п., а также от попыток прямого вмешательства в политические процессы, идущие в Приднестровье. Активное вовлечение жителей ПМР в политическую жизнь Молдовы. Перемещение центра тяжести переговоров в экономическую область.
На сегодняшний день абсолютное большинство жителей Приднестровья не желают воссоединяться с Молдовой. В этой связи всякие попытки искусственно форсировать процесс объединения, обречены на неудачу и противоречат духу многочисленных международных документов, подписанных Молдовой.
Таким образом, главными условием воссоединения страны являются
во-первых, фактическая, а не на словах экономическая интеграция левого и правовго берега.
Во-вторых - реальное участие жителей приднестровского региона в политической жизни Молдовы: участие в выборах, наличие в молдавском парламенте депутатов-приднестровцев.
Наконец, в третьих - наличие реального желания значительной части населения Приднестровья сблизиться с Молдовой. Без серьезной многолетней программы по реализации этих трех условий всякие попытки воссоединения обречены на провал.
-Полномасштабное исполнение закона об особом правовом статусе Гагаузии.
Систематическое нарушение имущественных прав автономии и сворачивание полномочий гагаузского Народного Собрания уже накалило ситуацию до крайнего предела. Неприятие мер по нормализации обстановки грозит отделением Гагаузии от Молдовы по приднестровскому варианту.
В области гражданских прав
-Партия намерена последовательно добиваться реального равноправия всех граждан Молдовы и решительно бороться с их разделением на "титульных" и "нетитульных". Кроме того, мы считаем крайне важным предпринять усилия, направленные на преодоление эрозии русской культуры в стране.
С этой целью мы считаем необходимым:
Безоговорочно придать русскому языку статус государственного, одновременно введя длительный мораторий на обязательное знание государственными служащими молдавского (румынского) языка. Срок моратория должен определяться сроком, необходимым для разработки многолетней программы изучения молдавского языка лицами, не владеющими им, начиная с младших классов школы, включющей разработку методик и учебников, ориентированных на носителей русского языка и подготовку преподавательских кадров, плюс по меньшей мере 20- летний срок для ее реализации. Без проведения указанного комплекса мер требование об обязательном знании государственными служащими молдавского языка, будучи верным по сути, на практике является наиболее злостной формой дискриминации русскокультурной части общества, ведущей к полному устранению ее представителей из сферы государственного управления.
Обязательное изучение русского языка, русской литературы и русской истории в средней школе по программам, максимально приближенным к программам Российской Федерации, немедленное возобновление подготовки кадров по преподаванию русской истории, русского языка и литературы;
Законодательное регулирование соотношения бюджетных русских и молдавских групп в государственных учебных заведениях. Необходимо обязать все государственные учебные заведения, как высшие, так и средние специальные, осуществлять подготовку специалистов и на молдавском, и на русском языке по всем специальностям, которые в них преподаются. При этом, соотношение численности русских и молдавских групп должно определяться свободным выбором учащихся.
- Восстановление судопроизводства на русском языке, по крайней мере в тех случаях, когда русский язык предпочитает большая часть участников судебного процесса, а также равное право на получение официальной информации на русском и молдавском языках, в том числе и в государственных учреждениях, обязательное дублирование на двух языках официальных вывесок, официальной информации, бланков официальных документов.
Кроме того, мы считаем необходимым признание права любого гражданина Молдовы на двойное гражданство и проведение переговоров по заключению соглашений о двойном гражданстве со странами, гражданами которых де-факто уже является значительное число граждан Молдовы. Необходимо также придать правовой статус понятию "приднестровское гражданство", что стало бы шагом вперед в переговорах по приднестровскому урегулированию.
- Защита прав собственности, как права собственности на имущество, так и права собственности на собственный труд.
В этой области необходимо принятие ряда законодательных актов, которые исключили бы произвольное изъятие имущества граждан и ограничение их законных прав распоряжаться этим имуществом, а также ясно регламентировали бы права наемных работников и установили бы санкции за нелегальный, не фиксируемый официально, найм рабочей силы. Констатируя, что нынешнее профсоюзное движение фактически выродилось и распалось, утратив способность реально защищать права трудящихся, партия намерена активно способствовать появлению реально работающих профсоюзов, что, в конечном итоге будет способствует установлению стабильности в стране. Стабильность же, и ясное правовое поле будут выгодны всем - и наемным работникам и законопослушным предпринимателям.

По результатам конференции ее участники постановили:
- Поручить рабочей группе во главе с С.Э.Ильченко, упорядочить членство в "Единстве Молдовы" и подготовить подписные листы для регистрации политической партии.
- Признать нецелесообразным проведение съезда общественной организации "Единство Молдовы". Одновременно начать подготовку к проведению Первого сьезда партии "Единство Молдовы". Ориентировочная дата съезда - март-апрель 2002 года. Рабочей группе разработать к съезду необходимые документы
- одобрить проделанную работу по установлению тесных контактов с российским "Единством" и депутатской группой ЗУБР и продолжать поддерживать и расширять сотрудничество с ними.
- подтвердить полномочия С.Э.Ильченко в качестве Председателя "Единства Молдовы" и Председателя оргкомитета по созданию партии "Единство Молдовы" на весь период до проведения Первого съезда. Разрешить С.Э.Ильченко при необходимости в рабочем порядке изменять персональный состав оргкомитета.

Пресс центр ОД "Единство Молдовы"
28 0ктября 2001 г.

 

 

 

     
   

 

Hosted by uCoz