Встреча лидеров Молдовы и Приднестровья
прошла со скрипом. 8 августа, в Тирасполе состоялась очередная, плановая
встреча президента Молдовы Владимира Воронина и президента непризнанной
Приднестровской Молдавской республики Игоря Смирнова.
Несмотря на пессимистические прогнозы, в ходе встречи все же было подписано
три документа:
- О механизме реализации соглашений, достигнутых ранее в ходе переговоров
сторон.(Вокруг них шел спор, должны или не должны они быть промульгированы
парламентом Молдовы, и если не должны, то каким должен быть процесс их
легитимизации)
- О мерах по укреплению взаимного доверия в военной сфере. Документ был
подписан министрами обороны Молдовы и ПМР и утвержден президентами
- Об охране экологии Днестра, и в частности, об ограничении лова рыбы
Перед подписанием документов Воронин и Смирнов провели пресс-конференцию,
переросшую, к радости журналистов, во взаимную перепалку. Первым, на правах
хозяина, взял слово Игорь Смирнов: Смирнов: Сегодняшняя работа шла в рамках установленного плана,
сказал он. Был обсужден ряд документов, подготовленный к подписанию экспертами
обоих сторон. Меня лично удовлетворяет откровенность разговора и четкая
постановка проблем. Мы все ближе подходим к выработке механизма, который
должен действовать после утверждения документов президентами.
Следом за Смирновым взял слово Воронин: Воронин: Одним из важнейших документов, из тех, что будут сегодня
подписаны я считаю документ об укреплении мер доверия в оборонном пространстве.
Кстати, он подписан по нашему предложению. Другие документы тоже имеют
важное значение, но они прежде всего направлены на согласование решений
проблем экономического характера.
К сожалению нам не удалось сегодня продвинуться в решении главного политического
вопроса: о статусе Приднестровья. Мы договорились с г-ном Смирновым об
отдельной встрече по данной проблеме - моей и его, уже без делегаций,
поскольку переговоры на уровне экспертов исчерпали себя. Здесь должен
быть прорыв на уровне руководителей, поэтому такая встреча будет готовиться
в конце августа -начале сентября.
В этой связи я бы не сказал, что испытываю удовлетворенность. В главном,
в том, чего ждут от нас люди, мы не двигаемся вперед. Мы решаем хотя и
важные, но все же не первостепенные вопросы, а главный вопрос не решается,
и это меня беспокоит. Вопрос к обоим президентам - Воронину и Смирнову: Вы сказали, что
есть договоренность о создании общего оборонного пространства. Приднестровье
неоднократно говорило о том, что готово сокращать свои вооруженные силы
вместе с молдавскими. Как было воспринято предложение президента Молдавии
о сокращении Вооруженных сил? Смирнов: Воспринято очень положительно, однако, на наш взгляд,
с точки зрения мер доверия, безопасности и гарантий было бы неверно рассматривать
вооруженные силы отдельно от полицейских сил Молдовы. Подобное рассмотрение
дает неверную картину баланса сил, сложившегося в регионе. И при сокращении
это необходимо учитывать. Кроме того, общее оборонное пространство должно,
на мой взгляд, создаваться только после достижения сторонами политического
решения.
А вот протокол о мерах доверия, и о выполнении ранее принятых решений
сегодня будет подписан.
Я хочу подчеркнуть, - продолжил Смирнов, что 17 000 полицейских это как
раз те силы, которые и наводят вооруженный порядок. Поэтому давайте дадим
откровенный ответ на прямо поставленный вопрос. Меры доверия - это, прежде
всего соблюдение паритета, к этому мы и ведем.
Комментарий: Эта цифра - 17 000 полицейских
с молдавской стороны была впервые озвучена публично. И озвучена Смирновым.
Интересен тот факт, что Воронин ее не подтвердил, но и не опроверг.
Воронин: Мое предложение по сокращению вооруженных
сил Республики Молдова вытекает из общего направления нашей деятельности
по разрешению приднестровского вопроса. Напомню г-ну Смирнову, что еще
на самой первой нашей встрече он первым поднял этот вопрос. Сейчас, когда
мы ему это предложили, г-н Смирнов в свойственной ему манере и тактике
уже начинает говорить о полицейских. Полицейские это одно, вооруженные
силы - другое.
Полицейских тоже можем посчитать, и по количеству нагрузки на них, по
количеству уголовных преступлений, которые совершаются в республике -
какую нагрузку несут эти полицейские и в каком направлении эти полицейские
работают. Тем более, что в числе 3000 человек, которых мы хотим сократить,
находится и 1700 карабинеров, которые входят в состав МВД .
Мы опубликовали информацию о численности и оснащенности как наших, так
и приднестровских вооруженных сил. И если вы внимательно ее читали, то
количество военнослужащих на 1000 человек населения в Приднестровье значительно
больше, чем в Молдове. Я думаю, что это дает информацию к размышлению.
Я думаю также, что руководство Приднестровья изучит наши предложения,
и на следующей встрече мы получим четкий, конструктивный ответ.
Комментарий: Количества военнослужащих на 1000 человек.
Это что то новенькое в военной бухгалтерии. Может быть пересчитать еще
и на квадратные километры, или на погонные метры?
Смирнов: Не могу не добавить, что численность наших
вооруженных сил гораздо меньше чем численность вооруженных сил Молдовы.
А между тем, именно этот показатель имеет решающее значение при защите
Приднестровья, а вовсе не количество военнослужащих на 1000 человек населения.
Тем не менее, мы готовы рассматривать этот вопрос - при условии гарантий
нашей безопасности. Вопрос: Но вы готовы сокращать вооруженные силы? Воронин: Готовы. Я подписал заявление и от него не отказываюсь.
И будем его выполнять независимо от того, будет или не будет делать это
со своей стороны г-н Смирнов. Смирнов: Видите ли, Владимир Николаевич только принял решение,
а у меня уже сегодня некомплект от штатного состава ВС достигает 40%
Комментарий: Остается только гадать, сколько же
реально человек в ВС Приднестровья: 7500 как утверждает Воронин или 60%
- то есть 4500 ?
Вопрос Смирнову: Какому аспекту переговоров - политическому
или экономическому вы придаете большее значение? Смирнов: Ну, как вы уже слышали, Владимир Николаевич ставит во
главу угла политическую часть. Наше мнение таково, что ведя переговоры
по экономическим вопросам мы гораздо быстрее достигли бы сближения народа
Молдовы и народа Приднестровья. Но если молдавская сторона ставит вопрос
так - будем говорить и по политическим вопросам.
Хотя по многим вопросам, которые молдавская сторона считает политическими
я усматриваю экономический интерес. К примеру - разграничение работы почты:
кто выпускает марки. Нам говорят - "вы непризнанные, вам нельзя"
- а по моему, тут чистая экономика. Вопрос: Говорят, вы договорились о хождении лея на территории Приднестровья
- это так или это слухи? Воронин: А чего договариваться, он ходит давно.
Комментарий: Тут не все так просто. Да, ходит. И
свободно обменивается на приднестровский рубль в ПМР и на доллары в Молдове.
А приднестровские рубли обмениваются ограниченно (впрочем, для рядового
обывателя, которому надо наменять 100-200 долларов эти ограничения не
слишком чувствительны - но они есть.) И водители-транзитники, и заезжие
торговцы лей берут охотно, а от рубля шарахаются.
Кстати, приднестровский рубль обменять можно только в Приднестровье -в
Молдове его в кассах не меняют, а на руках, у частных менял - с большим
трудом. Однако хождение лея - это утрата контроля над эмиссией.Тут приднестровцам
есть над чем подумать.
Смирнов: мы заслушали эту проблему по всем ее аспектам.
И здесь, я считаю, принцип должен быть "не навреди". Воронин: Для сведения прессы Приднестровья, которая пишет то, что
ей приказывают, я хочу внести ясность: губернатор Национального банка
Молдовы г-н Талмач берется ввести лей в Приднестровье в течении 3 дней.
Надо дать ему эту возможность. Мы просили об этом г-на Смирнова.
Тем более, что неофициально этот лей давно работает - чего здесь прятаться? Вопрос к Воронину от приднестровской журналистки: А правда, что
вы хотите забрать у нас таможенные печати? Воронин: Нет, не хотим забрать таможенную печать. Мы хотим дать
вам печать вместе с молдавским таможенником.
Комментарий: Сегодня утром пресс-служба президентуры
распространила указ Воронина о начале замены таможенных печатей в связи
с изменением ситуации на таможне - появлении молдо-украинских таможенных
постов.
Та же журналистка Смирнову: А вы что скажете? Смирнов: Президент ответил, что тут сказать... Готовимся ко всем
элементам блокады, которой нас все время пугают. У нас таможня работает
согласно международным нормам, нормам СНГ, нашему Таможенному кодексу.
Но ведь речь идет не о действительно актуальной задаче по борьбе с контрабандой
с обеих сторон! Вопрос ставиться иначе: вот мы вам даем, а вы как вам
сказали, так и делайте. Мы такой метод переговоров не приемлем. Воронин: Но сегодня достигнут очень большой прорыв в этом вопросе
в плане того, что прошлый раз Игорь Николаевич не хотел даже слышать о
совместных таможенных постах Украины, Молдовы и Приднестровья, А сегодня
Игорь Николаевич согласился, что приднестровские таможенники будут работать
совместно с молдавскими и украинскими на той части молдавской границы,
которая проходит по территории Приднестровья Смирнов: Но только на украинской территории. Воронин: Это детали. Смирнов: Нет, это не детали! Это очень важно. Важно в том смысле,
что там есть юридическая и политическая ответственность, и мы готовы сократить
число проблем при перемещении людей и грузов, если Украина на это согласится. Воронин: Мы не хотим перекладывать ответственность только на украинскую
сторону. Мы хотим тоже нести ответственность за этот участок. Смирнов: Мы бы согласились и с такой постановкой вопроса. Но тогда
давайте совместно контролировать всю границу. Давайте мы станем на Унгенах
- вы нам не доверяете, и мы вам не доверяем. Воронин: Подписываем политические соглашения о решении вопроса
и будем вместе с гражданами Приднестровья которые будут зачисляться в
таможенный департамент работать вместе на протяжении всей государственной
границы республики Молдова - я не возражаю, все для этого готово. Вопрос: А что мешает политическому урегулированию? Воронин: Политическая воля Игоря Николаевича Смирнова. Смирнов: Нет такого. Я лично этого не ощущаю. Кстати, хочу защитить
и свою прессу. Это ваша пресса, Владимир Николаевич пишет то, что ей указывают Воронин: Да уж, попробуй, укажи... Я могу вам дать почитать газеты... Смирнов: Она пишет, что вся проблема заключена в Смирнове. А между
тем, речь идет о выработке принципов построения общего государства, состоящего
из двух государств, что бы там не говорили.
Далее, в результате осуществления этих принципов должно быть создано новое
государство - Молдавия - я думаю, вы не будете возражать против такого
названия? В ходе его построения должны быть выработаны политические гарантии
- и для народа Приднестровья, и для народа Молдовы. Необходимы также экономические
гарантии - никто никого не должен кормить, каждый должен жить своим трудом.
Это, кстати, находится в полном соответствии с рыночными законами. Давайте
подпишем хоть завтра. Воронин: Для прессы - то что он сказал - я готов подписать.
Затем состоялось подписание перечисленных выше документов. Во время подписания
экологического соглашения об ограничении лова рыбы в Днесте пикировка
продолжилась.
"Больше Игорю Николаевичу на рыбалку не ездить ехидно заметил Воронин.
"Как всегда у Молдовы преимущество откликнулся Смирнов.
6 Августа
Накануне очередной встречи президентов Молдовы
и Приднестровья господин Воронин сделал официальное заявление.
Заявление Президента Республики Молдова господина Владимира Воронина
о дальнейшем укреплении мер доверия в процессе урегулирования приднестровского
конфликта.
Усиление процессов интеграции и кооперирования в Европе выдвинули на первый
план проблему обеспечения международной безопасности и создания новых
моделей взаимодействия и общежития всех народов, проживающих на континенте.
Показательным является тот факт, что страны, соседствующие с Республикой
Молдова, в последние годы предприняли для этого конкретные шаги, направленные
в первую очередь на сокращение численности своих армий и военных арсеналов.
Наша страна не может оставаться в стороне от процессов укрепления безопасности,
мира и взаимного доверия на европейском континенте. В этой связи возникает
необходимость разработки и утверждения новой Концепции строительства вооруженных
сил и Программы реформирования вооруженных сил Республики Молдова.
Необходимость военной реформы диктуется и отношениями дружбы и сотрудничества,
установившимися между Республикой Молдова, соседними и другими странами,
отношениями, исключающими угрозу безопасности и независимости нашей страны
со стороны внешних военных факторов. Недавнее присоединение Республики
Молдова к Пакту стабильности для юго-восточной Европы, призванное не только
способствовать экономическому развитию страны, но и обеспечить мир и стабильность
в ее регионе, является также важным фактором для ускорения проведения
военной реформы.
В контексте изложенного, я, как Главнокомандующий вооруженными силами,
заявляю, что Республика Молдова начала военную реформу с сокращения на
первом этапе численности Национальной армии и войск карабинеров, в общем,
на 3000 военнослужащих.
Такое сокращение численности вооруженных сил будет способствовать укреплению
доверия со стороны международной общественности к проводимой нашей страной
политике нейтралитета, мира и стабильности.
Выражаю твердую уверенность, что военная реформа, начатая с существенного
сокращения численности вооруженных сил Республики Молдова, станет убедительным
доказательством нашей приверженности принципу урегулирования приднестровского
конфликта исключительно мирным путем и положительно скажется на разрешении
проблем населенных пунктов левобережья Днестра.
Обращаюсь к администрации приднестровского региона с призывом последовать
нашему примеру и сократить соответственно численность своих вооруженных
формирований. Таким образом будут обеспечены благоприятные условия для
укрепления взаимного доверия и окончательного урегулирования приднестровского
конфликта.
Для достижения этих целей призываю администрацию приднестровского региона
к конструктивному сотрудничеству для обеспечения реализации основополагающих
принципов урегулирования конфликта, закрепленных в Совместном заявлении,
принятом в Киеве 16 июля 1999 года, и в первую очередь принципа создания
общего оборонного пространства государства. Для реализации этого принципа
Республика Молдова предлагает для подписания проект Соглашения о создании
общего оборонного пространства, предусматривающий, в частности, объединение
своих вооруженных сил с вооруженными формированиями приднестровского региона
и создание в перспективе единого военного руководства.
Мы также выступаем с инициативой незамедлительного подписания Протокольного
решения между Министерством обороны Республики Молдова и военным ведомством
Приднестровья об укреплении мер доверия, среди которых установление прямых
линий связи между руководителями военных ведомств сторон, обмен информацией
об организационной структуре и численности войск (вооруженных формирований),
о проводимых учениях и других передвижениях воинских частей, создание
института представителей в военных структурах сторон. Предлагаем также
образовать совместную комиссию по созданию общего оборонного пространства
государства.
Убежден, что новые инициативы и предложения Республики Молдова о сокращении
численности вооруженных сил, укреплении взаимного доверия и создании общего
оборонного пространства будут поддержаны администрацией приднестровского
региона, миссией ОБСЕ и странами-гарантами Российской Федерацией и Украиной,
а также международным сообществом.
Вместе с заявлением была разослана также и справка следующего
содержания.
Наша справка.
Численность Национальной армии - основы вооруженных сил Республики
Молдова - составляет 8500 человек ( после сокращения - 7000 человек ),
а численность вооруженных приднестровских формирований, дислоцированных
на меньшей территории, составляет 7500 человек. Учитывая площадь, на которой
размещены эти вооруженные силы, соотношение составляет 1:3,5.
В Республике Молдова на 1000 жителей приходится 2,16 военнослужащего,
а в приднестровском регионе - 6,4. Соотношение составляет 0,3:1.
Анализ структур и основных показателей по родам войск показывает, что
обе стороны располагают основными частями: наземными, воздушными и противовоздушными.
Наземные основные военные части:
- Национальная армия располагает тремя мотострелковыми бригадами, а вооруженные
приднестровские формирования - четырьмя. Соотношение составляет 0,75:1.
- соотношение между артиллерийскими бригадами (полками) составляет 1:1.
- Национальная армия располагает одним батальоном особого назначения (главная
сила быстрого реагирования), а вооруженные приднестровские формирования
четырьмя, соотношение составляет 0,25:1. Национальная армия не располагает
танковыми батальонами, а на вооружении приднестровских вооруженных формирований
имеется один батальон, оснащенный 16 танками.
Основные части сторон оснащены в основном бронетехникой и артиллерийскими
установками. По этим категориям вооружения у Национальной армии качественные
показатели выше по сравнению с такими же показателями приднестровских
вооруженных формирований, а по количественным показателям Национальная
армия отстает. Национальная армия имеет на вооружении 209 единиц, типа:
БДМ (боевая десантная машина) - 55 единиц и БТР (бронетранспортер) - 154
единицы, а приднестровские вооруженные формирования имеют на вооружении
67 единиц бронетехники, из которой 16 танков, 3 БМП (боевая машина пехоты)
и 40 бронетранспортеров.
Несмотря на то, что соотношение количественных показателей по части бронетехники
составляет 1:0,3 в пользу Национальной армии, по качественным показателям
соотношение сил не в ее пользу. Боевая способность легкой бронетехники,
оснащенной пулеметами и предназначенной для транспортировки вооружения,
боеприпасов и личного состава, не входит в сравнение с боевой способностью
и огневой эффективностью танков, которые намного лучше бронированы и оснащены
пушками.
Такая же ситуация и в части оснащения артиллерийских систем. Национальная
армия оснащена 205 артиллерийскими орудиями, из которых 79 гаубиц, 115
минометов, 11 артиллерийских реактивных систем <Ураган> (использование
которых запрещено на территории Европы в соответствии с Договором PACE,
одной из сторон которого является Республика Молдова). Приднестровские
вооруженные формирования имеют на вооружении 115 артиллерийских орудий,
из которых 18 гаубиц, 75 минометов, 24 реактивных системы "Град"
(не имея международных обязательств они могут их использовать).
Соотношение между количественными показателями этих огневых средств составляет
1:0,55, но учитывая количественные показатели, можно констатировать, что
огневая и боевая способность артиллерийских пушек и минометов не сравнима
с огневой и боевой способностью реактивных систем "Град". Они
более боеспособны и более мобильны.
Соотношение по воздушным силам составляет приблизительно 1:0,93. Национальная
армия имеет на вооружении 31 летательный аппарат, а вооруженные приднестровские
формирования 29. Приблизительно равны и качественные показатели сил противовоздушной
обороны.
Анализируя количественные и качественные показатели по сравнению с территорией,
населением и существующими военными силами, можно сделать вывод, что приднестровский
регион более милитаризирован , чем остальная территория Республики Молдова.
Администрации левобережных районов также следовало бы предпринять конкретные
шаги для сокращения своих вооруженных формирований, чей военный потенциал
значительно больше.
Наш комментарий: Ну что же, идея сокращения вооруженных
сил здравая. Расходы на поддержание в боеспособном состоянии вооруженных
сил тяжелым бременем лежат как на Молдове, так и на Приднестровье. Молдове
в этом вопросе проще, в отличие от Приднестровья у Молдовы нет "естественных"
врагов. Ни у Румынии, ни у Украины нет никаких территориальных претензий
к Молдове, впрочем, если и случится вооруженный конфликт с этими странами,
то Молдове никакая армия и не поможет. Утверждать же об опасности агрессии
со стороны Приднестровья, это просто не серьезно. А вот Приднестровью
опасаться, к сожалению, есть чего. Из песни слов не выбросишь. Была война
1992 года развязанная Молдовой, был, по сути, геноцид русскоязычного населения
в Молдавии. Вчера был Снегур благословивший военные действия, сегодня
"миротворец" Воронин, неизвестно куда ведущий свой народ, а
завтра кто? А если непримиримый националист Рошка, рвущийся к власти?
Или "национальный герой" сенатор Илашку открыто призывающий
к новой войне? И что тогда? Снова "чемодан, вокзал, Россия"?
На международных миротворцев тоже надежды никакой, события в Югославии
и Македонии тому пример.
Да и справка к заявлению приложена какая то странная. В содержание первого
абзаца, почему-то ни слова не сказано о численности Корпуса Карабинеров
(то есть, Внутренних войск Молдовы, подчиненных МВД - но это не полиция).
Это хорошо, что их станет на 1500 человек меньше, но сколько их вообще
и почему их никто не учитывает? А между тем, Корпус Карабинеров является
серьезной силой. В ходе приднестровской войны 1992 года активные боевые
действия вели почти исключительно войска МВД. Много не корректных сравнений.
Спортивные самолеты ПМР сравнивают с боевыми вертолетами Молдовы, и то
и другое скромно называя летательными аппаратами. Сравнение артиллерии
и бронетехники ПМР и Молдовы тоже, мягко говоря, странное. И много прочей
чепухи и словоблудия Чего только стоит предложение в заявлении господина
Воронина о создании по сути единой армии Молдовы и ПМР до "окончательного
урегулирования приднестровского конфликта". Впрочем, есть эксперты
с обеих сторон, им во всем этом и разбираться.