Обстановку в Гагаузии продолжают накалять…
Интриги вокруг предстоящего в Комрате революционного мероприятия продолжают
нарастать. 28 января состоялся Президиум НСГ, на котором было принято
решение перенести чрезвычайную сессию на последний день месяца. В качестве
причины была выдвинута версия о неподготовленности документальной базы
заседания.
31.01 депутаты рассмотрят результаты проверки Счетной палатой РМ и Счетной
палатой Гагаузии деятельности Исполкома Гагаузии по управлению бюджетными
средствами за 1999-2000 гг. Депутатов, в частности интересуют направления
расходования гуманитарной помощи, предоставленной Турцией. А это ни много,
ни мало 50 тыс. тонн ГСМ, а также целевой кредит в 35 млн. долларов на
строительство новой водопроводной системы.
Вопрос о распределении этих средств, несомненно, важный. Однако непонятно,
почему часть депутатов НСГ настаивает на рассмотрении его именно на чрезвычайной
сессии. С конца 2000 года прошло достаточно времени, но почему-то именно
теперь поднимается шум вокруг расходования гуманитарной помощи. То ли
совесть и гражданский долг некоторых депутатов, видимо, дремавшие до сих
пор, дали о себе знать, то ли "кишиневские хозяева" дали команду
"фас". Очевидно, что властям Молдовы очень невыгодна сплоченность,
в руководстве автономии. Народное Собрание и Исполком проводят единую
политику по укреплению самостоятельности Гагаузии. В этих условиях Кишиневу
просто необходимо "разругать" законодательную и судебную власти
АТО. И уже совсем замечательно, если это удастся сделать руками самих
депутатов.
P.S. Башкан Гагаузии Кройтор Д.В. выехал в Кишинев на международную встречу.
Он жестко проставит вопрос о необходимости пресечения дискриминации гагаузского
народа в Молдове. Кройтор Д.В. намерен призвать европейское сообщество
выступить гарантом прав народа Гагаузии. Он уверен, что в случае если
Кишинев не прекратит грабить автономию, повсеместно нарушать законные
права и интересы её населения, Гагаузия реализует право выхода из состава
Молдовы.
Юго-Западной Европе грозит экологическая
катастрофа. Крайне опасные последствия уничтожения боеприпасов бывшей
14-й армии СССР уже начали проявляться на территории Приднестровья и Молдовы.
По данным, полученным из источников в учреждениях здравоохранения г. Тирасполя,
количество острых астматических приступов в течении прошедшей недели возросло
в 12,5%. В дерматологическое отделение кож-вен. диспансера обратилось
группа людей проживающих в непосредственной близости от полигона, где
проходит уничтожение боеприпасов, с серьезными очаговыми поражениями кожного
покрова. У большинства из них отмечены также расстройства дыхательных
путей. По мнению медиков, это лишь первый эшелон пострадавших в результате
проводимых открытым путем взрывов боеприпасов. Специфика метеорологических
условий региона такова, что вредные выбросы в обозримой перспективе помимо
Приднестровья накроют Молдову, часть Румынии и южные районы Украины. Таким
образом, можно говорить о провоцировании экологической катастрофы регионального
масштаба. К сожалению, в ее основе коренится стремление командования ОГРВ
к различного рода рекордам и достижениям в области уничтожения боеприпасов.
При этом совершенно не учитывается степень риска для экологии и здоровья
сотен тысяч людей.
Бендеры обрели свое "Единство".
29 января в г. Бендеры состоялась городская учредительная конференция
"Единства" Приднестровья (ОДЕП). На ней присутствовало 52 делегата.
Из лидеров республиканского масштаба в мероприятии приняли участие лидер
движения А.З. Зыман, и председатель Республиканского исполкома В.К. Никифоренко.
Собравшиеся констатировали, что благодаря деструктивным действиям раскольничьего
крыла "Единства" Приднестровья в лице В. Кислицына, Ю. Спориша,
В. Авдеева и ряда других Бендерская городская организация перестала существовать.
Сегодня пришло время исправить эту историческую несправедливость и восстановить
городскую организацию. В итоге собравшиеся проголосовали за восстановление
бендерского отделения ОДЕП. Председателем организации был избран В.П.
Бережный, занимающий должность директора ГУП "Сырьевик". Его
заместителем избран С.П. Бобров - работник завода "Молдавкабель".
Далее собравшиеся осудили действия раскольников и проголосовали за их
исключение из движения.
27 января.
В поисках нового формата. Исчерпание
возможностей молдо-приднестровских переговоров в их нынешнем формате очевидно
уже для всех. Очевидна также и необходимость возобновления переговоров,
хотя и на новой основе. Однако почему-то никто не задался вопросом о причинах
нынешнего тупика.
Между тем, даже беглый анализ приводит к неутешительным выводам. Молдо-приднестровские
переговоры фактически были в тупике всегда! По всем принципиальным вопросом,
первый и главный из которых - политический статус Приднестровья, позиции
сторон были и остаются, абсолютно несовместимыми.
Не лучше обстоит дело и с частными договоренностями по второстепенным
проблемам. Даже если переговоры оканчивались подписанием совместных документов,
они, эти документы, фактически повисали в воздухе. Причина очевидна -
поскольку Конституция Молдовы есть Конституция унитарного государства,
то и любые договоренности с Приднестровьем с точки зрения Молдовы антиконституционны.
Для придания им силы закона они, равно как и статус Приднестровья в ходе
переговорного процесса должны были бы пройти через молдавский Парламент
и приднестровский Верховный Совет. Но эта процедура под разными предлогами
блокировалась и блокируется молдавской стороной.
Итак, переговоры с самого начала не привели и не могли привести к успехам.
Действительно, нужен новый формат. Действительно, предложение вступить
в переговоры с парламентом Молдовы, первоначально исходившее от вице -
спикера Вадима Мишина, выглядит вполне разумно. Однако, сказавши "а",
надо говорить и "б". Кто именно должен вести переговоры с представителя
молдавского парламента? Ответ на этот вопрос не столь очевиден, как это
может показаться на первый взгляд.
Вернемся немного назад. Даже при беглом анализе ситуации, очевидно, что
переговоры в формате Смирнов - Воронин изначально были ошибкой и юридическим
нонсенсом. Приднестровская сторона попросту не сориентировалась и не учла
существенной разницы, возникшей год назад в государственном устройстве
Молдовы и Приднестровья.
Приднестровье - отчетливая президентская республика. Здесь Президент избирается
всенародно, и наделяется самыми широкими полномочиями. Он - реальный глава
государства. В то же время Молдова - республика парламентская. Ее президент
фактически назначается парламентским большинством и согласно закону несет
чисто представительские функции. То, что, вопреки Конституции, Воронин,
используя свое положение председателя правящей партии, фактически присвоил
себе диктаторские полномочия, является чистейшей узурпацией власти. Налицо,
таким образом, явная политическая авантюра, не имеющая серьезных перспектив.
И, выстраивая переговоры по линии Смирнов - Воронин, приднестровская сторона,
увы, невольно ей подыграла.
Подстать Воронину и его ближайшее окружение. Несколько безвестных авантюристов
волею диктатора получили практически неограниченную власть в стране. Президентские
советники и прочие "серые кардиналы" претендуют уже на монополию
по информированию президента, приходя в нешуточное раздражение от любой
попытки сообщить Воронину о реальной ситуации в той или иной сфере.
Но и той тщательно фильтруемой, ограниченной и искаженной информации,
которую получает от своего окружения президент Молдовы, оказалось достаточно,
чтобы осознать: дела очень плохи, и необходимо чем-то пожертвовать. Попытка
отвести глаза избирателей Молдовы, сместив их внимание на Приднестровье
и на языковые проблемы, и стала реакцией на провальную ситуацию.
Ни одного реального шага, впрочем, сделано не было. О государственном
статусе русского языка речи давно уже нет, а введение уроков русского
со второго класса молдавской школы, было, как это уже очевидно, сознательной
провокацией, направленной на дестабилизацию обстановки. Сознательно были
сорваны и приднестровские переговоры. Националистический шабаш в центре
Кишинева вкупе с демагогической болтовней о "трагической разобщенности
страны" и "происках мафиозного сепаратистского режима"
были призваны, как-то замаскировать неизбежный экономический крах. И все
же личные качества Владимира Воронина - нетерпимость и политический авантюризм,
подогреваемый сомнительными фигурами, окружающими молдавского президента,
стали не столько непосредственной причиной срыва переговоров, сколько
последней соломинкой, сломавшей спину верблюду. Вести переговоры с Ворониным
было бесперспективно, независимо от наличия или отсутствия у него доброй
воли. Молдавский президент, в силу особенностей молдавского государственного
устройства, попросту был неподходящей фигурой.
Второй ошибкой приднестровской стороны стало отсутствие принципиальной
юридической оценки ситуации в Молдове, где, как уже было сказано, налицо
фактическая узурпации власти даже не президентом, несущим согласно Конституции
чисто представительские функции, а председателем коммунистической партии
Владимиром Ворониным. Было бы вполне уместно, постоянно напоминать и в
Европе, и в России о том, что Президент, назначенный решением пленума
ЦК коммунистической партии, и Президент, избранный всенародно - суть вещи
абсолютно разные, хотя и название у них одинаковое.
Столь же очевидно, что и переговоры в формате Верховный Совет ПМР - Парламент
Молдовы тоже были бы юридически ошибочны. В силу особенностей государственного
устройства Приднестровья, ВС просто не обладает для этого достаточным
набором полномочий.
Наиболее же разумным форматом переговоров с точки зрения государственного
устройства ПМР и РМ представляется формат президент ПМР - председатель
Парламента Молдовы. Соответственно, если в переговорах принимает участие
и один из вице - председателей Парламента, то с приднестровской стороны
в них, помимо президента, участвует также и вице-президент. Именно такой
формат обеспечил бы протокольную безупречность. Что же касается доводов
о том, что, мол, все решения молдавской стороны все равно будут утверждаться
президентом Молдовы, то они совершенно неубедительны. Во-первых, это далеко
не бесспорно. Сегодня будут утверждаться, завтра - не будут. Степень влияния
Владимира Воронина на верхушку ПКРМ очень велика, но все же не безгранична.
И если фракция коммунистов в какой-то момент осознает, что болезненные
амбиции партийного вождя ставят под угрозу ее пребывание у власти, то
сегодняшний всесильный диктатор быстро окажется на положении бесправного
сидельца в роскошном президентском дворце. Юридических рычагов у Парламента
для этого предостаточно - было бы желание.
Во-вторых, формально-юридическая сторона переговоров имеет огромное значение.
В Молдове достаточно "ястребов" жаждущих реванша на Днестре.
А потому все документы, подписанные между Молдовой и Приднестровьем должны
быть абсолютно бесспорны именно с формально-юридической точки зрения.
Наконец, в-третьих, было бы большой ошибкой судить обо всей ПКРМ по ее
нынешнему лидеру. Среди коммунистов, в том числе и среди депутатов - коммунистов
достаточно разумных людей, способных правильно оценить ситуацию. Беда
лишь в том, что сегодня эти люди изолированы и от участия в переговорах
и от объективной информации о происходящем на обоих берегах Днестра.
И председатель парламента Молдовы Евгения Остапчук, и вице - председатель
Вадим Мишин - несомненно, разумные и достойные люди. Однако как это не
парадоксально, в вопросе молдо - приднестровских отношений они, скорее
всего, дезинформированы даже в большей степени, чем рядовые граждане Молдовы.
Их участие в переговорном процессе могло бы дать им реальное представление
о происходящем и помочь увидеть реальные же перспективы урегулирования,
взамен химер, рождающихся в воспаленном сознании президентских советников.
И, наконец, при таком формате переговоров отпал бы вечный вопрос о легитимизации
решений, принятых на переговорах. Приняв протокол о механизме придания
договоренностям между сторонами юридической силы, эту проблему можно было
бы снять раз и навсегда.
Илья Сергеев.
26 января.
Общее место. Молдова и ее место в мире глазами лорда Рассела Джонстона.
Лорд Рассел Джонстон, председатель, теперь уже бывший, Парламентской Ассамблеи
Совета Европы /ПАСЕ/, побывал в Молдове с трехдневным визитом. Формальным
поводом стало приглашение президента Молдовы Владимира Воронина. Визит
стал последней поездкой Рассела Джонстона в качестве председателя ПАСЕ
- срок его полномочий истек. Помимо Воронина, евролорд встретился также
со спикером парламента Евгенией Остапчук, премьер-министром Василием Тарлевым,
министром иностранных дел Николаем Дудэу, председателем постоянной комиссии
парламента по внешней политике Андреем Негуцей и главами оппозиционных
парламентских фракций - Юрием Рошкой и Дмитрием Брагишем.
Никаких зримых последствий визит Рассела Джонстона не имел и не мог иметь.
Мероприятие отчасти носило протокольный характер, отчасти же было направлено
на поддержание падающего имиджа Владимира Воронина, но, опять же, не по
всем позициям. Выйдя к прессе после примерно полуторачасовой встречи с
молдавским президентом, зарубежный визитер заверил собравшихся в том,
что Совет Европы полностью поддерживает Молдову в отношении территориальной
целостности. "Тираспольские лидеры ,- заявил Джонстон, - в последнее
время все больше ассоциируют собой коррупцию и беззаконие".
Происхождение столь крайней оценки осталось бы загадкой, если бы не дальнейшие
рассуждения европейского гостя. Рассел Джонстон высказал надежду на то,
что расширение отношений Молдовы с Россией, которое произошло в последнее
время, повлияет на решение приднестровской проблемы. "Россия является
той страной, которая может реально влиять на приднестровских лидеров",
- заявил он.
Все это было слишком похоже на недавнее заявление Владимира Воронина,
обратившегося через посредство телеканала NTV к президенту России (довольно,
кстати, своеобразный способ общения между главами государств. По-видимому,
в Кремль молдавского президента пускают уже очень неохотно. - И.С.) с
просьбой "дать указание Смирнову покинуть Приднестровье". Последние
сомнения были рассеяны фразой Джонстона о необходимости скорейшего установления
молдо-украинских таможенных постов. Заезжий визитер явно оперировал сведениями,
полученными от самого президента.
Обрушившись на Приднестровье, Джонстон, одновременно уклонился от комментариев
в связи с митингами против введения в молдавских школах уроков русского
языка, что также можно считать жестом в сторону Воронина. А вот в вопросе
о Бессарабской Митрополии Воронин не получил поддержки. Джонстон твердо
заявил, что "по этому вопросу вынесено решение Европейского Суда
по правам человека, которое необходимо соблюдать". Он также сообщил,
что "Конгресс местных и региональных сил СЕ озабочен новой административно-территориальной
реформой", готовящейся в Молдове.
Еще два заявления высокого гостя оказались полной неожиданностью. "Надеюсь
,- заявил он -, что Румыния согласится подписать договор о делимитации
границ с Молдовой, а Украине и Молдове удастся найти компромиссное решение
в том, что касается создания единой системы таможенного контроля".
В Бухаресте по этому поводу крепко задумались, ища на карте спорные участки
границы. Второе заявление было покруче первого. "В регионе, - заявил
Джонстон, говоря о Приднестровье, - существует коррумпированный режим,
который поставляет оружие в конфликтные зоны. Это очаг напряженности и
нестабильности. Премьер-министр Молдовы обещал предоставить мне список
стран, которые поддерживают экономические отношения с Приднестровьем.
Совет Европы мог бы пожурить эти страны".
Интересно, не правда ли? Похоже, что Соединенным Штатам, чьи фирмы закупают
металл в Рыбнице, грозит крупная выволочка в Совете Европы. Вот ведь,
везет же им. Мало Бушу проблем с талибами и с солеными крендельками, так
тут еще и Рассел Джонстон.
Интересны и личные наблюдения Джонстона. Например: "Высокий уровень
безработицы и бедность являются основными проблемами в Молдове. Эти проблемы
шокируют и являются реальным упреком правительству". Очень свежий
взгляд.
"Мне кажется, - продолжил Джонстон, - что у правительства есть понимание
этих проблем. У членов кабинета министров не так много общего с прежними
коммунистами, они прагматики. Что касается президента, то мне кажется,
что у него добрая душа".
После выступления лорда картина стала абсолютно ясной. Европейский бюрократ
был озабочен собственными проблемами и имел о конфликте в Приднестровье
смутное представление, почти целиком почерпнутое из беседы с Ворониным
и окружающими его авантюристами. Зато он явно желал вогнать Молдову в
форму, предназначенную для нее СЕ. Отсюда и позиция по вопросам Бессарабской
Митрополии и административно-территориальной реформы. Отсюда же и концептуальное
неприятие Приднестровья, как лишней фигуры на европейской шахматной доске,
за которой играет лорд Рассел Джонстон. Впрочем, для США он, скорее всего,
сделает исключение.
Кроме того, лорду, надо полагать, спустили еще и план по борьбе с террористами
- что-то вроде европейского варианта разнарядки по выявлению врагов народа.
Реальных террористов Рассел Джонстон отродясь не видел, а, увидев - обмер
бы от страха и бороться с ними, конечно, не стал бы. Зато Приднестровье,
в силу его непризнанности, как нельзя лучше подходит на роль "террориста
по разнарядке". А если что не так - всегда можно сослаться на мнение
Воронина - "лидера европейского государства". Тот факт, что
назначение президента решением ЦК Партии Коммунистов - процедура для современной
Европы довольно необычная, лорда не смутило.
Вообще-то поиски коммунистов с человеческим лицом - это давняя европейская
традиция - эдакий современный вариант чаши Грааля. Еще в начале прошлого
века интеллектуалы Европы зачастили в Москву, пытаясь разглядеть там ростки
нового мира. Одни, среди которых, к слову, были такие блестящие и проницательные
умы, как Уэллс и Шоу, позволили себя надуть. Другие в ужасе возвращались
домой, осознав, что никакого "человеческого лица" у коммунистических
диктаторов нет и быть не может. Похоже, что история окультуривания коммунистических
режимов и их приобщения к европейской цивилизации получила продолжение
и в XXI веке. Все, однако, мельчает - и европейская мысль, увы, тоже.
Рассел Джонстон непроходимо сер по сравнению с титанами, приезжавшими
взглянуть на коммунистов столетие назад. И коммунисты тоже изрядно поблекли
и выродились, не утратив лишь животной жажды поглощать и властвовать и
абсолютной неразборчивости в средствах.
Однако было бы неверным полагать, что Рассел Джонстон ничего не понял.
Все он отлично понял! Просто, в отличие от былых европейских интеллектуалов,
чей интерес к "кремлевским мечтателям" был, в целом, бескорыстен,
современная европейская бюрократия отлично знает, чего она хочет. Сатрапии,
подобные воронинской, где можно не беспокоиться о таких пустяках, как
права человека и где власти, не прекословя, без ссылок на "общественное
мнение", делают то, что им велят зарубежные кредиторы, очень нужны
Западу. Нужны как санитарный кордон, как мусорная свалка и живодерня,
где, не слишком афишируя это, сделают всю грязную работу. Должен же, к
примеру, кто-то пытать пленных талибов? Демократия для этого совершенно
не годится. Тут нужен местечковый Фукье-Тенвиль.
Существование таких помоек, как Молдова по Воронину или КНДР по Ким Чен
Иру, или даже нынешний Северный Альянс - неотъемлемый элемент западной
демократической системы. До них были кубинский Батиста и длинная вереница
южновьетнамских и южнокорейских марионеток. Еще раньше - бесчисленные
южноамериканские авантюристы. Вся эти персонажи, при ближайшем рассмотрении,
как две капли воды похожи на нынешнего президента Молдовы с его "доброй
душой". Именно они должны обеспечивать "Золотой миллиард"
дешевой и послушной рабочей силой, сырьем и площадями для вредных производств.
Ради этого Запад готов на многое закрыть глаза, а Рассел Джонстон позволит
обозвать себя не то что "товарищем лордом", как это сделал Воронин,
а даже новой реинкарнацией товарища Карла Маркса!
Молдова, проголосовав за коммунистов, выбрала свою судьбу - быть помойкой
на границе между Западом и Востоком, общим местом, а точнее - местом общего
слива двух цивилизаций. Что же касается Приднестровья, то его народ сделал
иной выбор - в пользу свободы, уважения к правам личности и собственного
достоинства. И уже десять лет идет этим путем. Не спрашивая советов и
не прося подачек у заезжих лордов.
Илья Сергеев.
С точки зрения обывателя.
Экономическое убежище.
- Вы не подскажете, как мне пройти...
- Извините, я нездешний.
Обычный уличный диалог для зимнего Тирасполя. И еще один нездешний.
И еще один. Тфу ты! И продавцы на остановке, торгующие сигаретами и жвачками,
тоже нездешние! Наконец, нахожу бабку с семечками. Семечки - бизнес местных,
и бабка тоже местная, и дорогу знает. Уф-ф.
Сам я в Тирасполе недавно. Переехал из Кишинева, где прожил всю жизнь,
пережив митинги Народного Фронта и штурм МВД, организованный сговорившимися
с Ворониным Рошкой. Пережил я там и изгнание русских с работы и борьбу
с русским языком, когда распаленная толпа скандировала "чемодан,
вокзал Россия" и "русских за Днестр, евреев в Днестр",
а за фразу, сказанную по-русски на улице, можно было походя лишиться головы.
Погибших было тогда гораздо больше, чем это признавалось официально. Их
хоронили тайно, выдавали свидетельство о смерти "от сердечного приступа",
а родственников попросту запугивали.
Пережил я и две волны милитаристской истерии: друковскую волунтариаду
и снегуровскую приднестровскую войну. Пережил и безвременье "европейских
демократов", разворовавших Молдову и бросивших ее в долговую яму.
А вот приход к власти "европейских коммунистов" во главе с Владимиром
Ворониным, счел за лучшее на правом берегу Днестра уже не переживать.
Уж очень сильно запахло в Кишиневе войной, ненавистью и кровью.
Правда, надо признать, что мой случай в общем-то не типичен. Эмиграция
с правого берега на левый по политическим мотивом ныне редкость. Многие
уехали еще 10 лет назад. Другие приспособились, привыкнув к своей второсортности.
Одна моя хорошая знакомая, чудом не погибшая в 1990 от рук разъяренной
толпы народнофронтовцев, недавно даже доказывала мне на полном серьезе,
что, мол, молдаване, как титульная нация, должны иметь больше прав. Такая
вот адаптация... В большинстве же своем, жители Молдовы еще просто не
поняли, чем чревато правление господина-товарища Воронина. Так что, если
в Приднестровье из Молдовы сегодня и едут, то едут по экономическим мотивам.
Вот о них, о тех, кто едет за Днестр "по житейски", из чисто
практических соображений, мы и поговорим.
Сколько их?
Официальной статистики того, сколько жителей Правобережья откочевывает
на зимние квартиры в Тирасполь, нет нигде. Теоретически, такие гости должны
регистрироваться по месту временного проживания. Но на практике никто
этого не делает. Никто, впрочем, и не настаивает. Не считая паспортного
контроля на молдо - приднестровской границе, за три года постоянных поездок
в Тирасполь паспорт у меня проверили 1 (один!) раз. Дело было ночью, на
вокзале. Посмотрели на кишиневскую прописку, и отпустили с миром, не задав
ни одного вопроса.
Косвенные данные позволяют, тем не менее, оценить масштабы сезонной миграции.
Судя потреблению хлебобулочных изделий и доходам от общественного транспорта,
зимнее население Тирасполя возрастает, по сравнению с летом, примерно
на треть.
Кто они?
Кишиневцев среди приезжих, в целом, немного. Те же, кто приезжает в Тирасполь
из Кишинева на зиму, как правило, сдают кишиневскую квартиру внаем и нанимают
тираспольскую. Но гораздо больше среди приезжих жителей правобережных
сел и небольших городков. У кого есть родственники - вселяются к ним.
В квартире, что напротив моей, живет 17 человек, и все, (ну, может быть,
кроме хозяев квартиры), счастливы, что зимуют в Тирасполе. У кого никого
нет - снимают жилье. Объявлениями "сниму" оклеены все столбы.
Тирасполь-Кишинев: плюсы и минусы.
Если даже не работать, а просто сдать квартиру в Кишиневе и снять в Тирасполе,
то полученной разницы хватит на скромное прожитие. Приведу примерный расчет,
указав цены в долларах США, дабы не путать читателей молдавскими леями
и приднестровскими рублями.
Трехкомнатная квартира в Кишиневе, вместе с отоплением, обходится в месяц
долларов в 70. Такая же квартира в Тирасполе будет стоить никак не дороже
15 долларов. Немного подсуетившись, кишиневскую квартиру можно сдать на
сезон долларов за 100 в месяц. Плюс к этому, квартиранты должны будут
вносить и квартплату. В качестве сезонных нанимателей, как правило, выступают
состоятельные студенты - контрактники. Снять на тех же условиях квартиру
в Тирасполе можно долларов за 25.
Таким образом, чистый доход (сдача одной квартиры минус расходы на наем
другой) составит 75 долларов в месяц. Экономия на квартплате - еще 55
долларов. При средней зарплате в Молдове в 30 долларов и пенсии в 20,
разница очень существенная.
Не менее существенно и то, что именно можно получить за эти деньги. В
Тирасполе в домах топят (очень хорошо топят!), а из крана идет горячая
вода (действительно, очень горячая!). И то и другое я могу подтвердить
по личному опыту - при том, что живу, в общем-то на окраине, на самом
конце теплотрассы. В Кишиневе (в престижном районе!) батареи в лучшем
случае будут теплыми, а едва нагретая вода пойдет из горячего крана только
минут через пять.
Существенно отличается и городская среда. В Тирасполе улицы освещены.
В Кишиневе, отойдя в вечернее время на 50 метров от любой из центральных
магистралей, вы попадете в кромешную тьму. Свет будет исходить только
из окон домов и от фар проезжающих машин. Если же учесть, что уборка снега
в Молдове давно сочтена излишеством (в Тирасполе - убирают, или, по крайней
мере, хоть посыпают песком) то возвращение вечером в кишиневскую квартиру
бывает просто опасным. Старики - те вообще стараются не выходить из дома
без крайней необходимости. Гораздо более четко работает в Тирасполе и
общественный транспорт. Цены на поездку в троллейбусе одинаковы - 0,06$,
на маршрутку - 0,12$ в Тирасполе и 0,15$ в Кишиневе. Цены на потребительские
товары, за редкими исключениями почти совпадают. Ассортимент, если поехать
в центр города - такой же, как в Кишиневе. Уровень преступности в Тирасполе
существенно ниже.
После Кишинева Тирасполь кажется немного блеклым и каким-то очень уж неспешным.
Однако к этому быстро привыкаешь. Неспешность оборачивается спокойным
достоинством и отсутствием суетности в общении. И еще - здесь, на левом
берегу, принято верить людям на слово. Ты говоришь - тебе верят, если
только сказанное тобой не расходится с истиной уж очень явно. Документы,
без крайней на то необходимости, не спрашивают нигде. В этом отношении
Тирасполь гораздо ближе к Европе, чем Кишинев, где каждое карликовое предприятие
непременно обзаводится охранником, скрупулезно изучающим паспорта всех
посетителей. Впрочем, такая настороженность появилась не от хорошей жизни.
С работой, тем более сезонной, непросто и в Кишиневе и в Тирасполе. Тут
трудно давать оценки - каждый крутится, как может. Кто-то ищет место реализатора
на рынке, кто-то часы в Приднестровском университете. Кто-то находит,
кто-то нет. Если же говорить о постоянной работе по специальности, то
инженер или квалифицированный станочник имеет в Тирасполе гораздо лучшие
перспективы. В отличие от Кишинева заводы здесь работают.
Тирасполь-Молдова: минусов нет, сплошные плюсы.
Но Кишинев, как ни крути - оазис благополучия в нищей Молдове. Жители
Резины, Бельц, Оргеева, Сорок, Унген, Страшен и прочих городков, поселков
и сел Молдовы, зимующие на левом берегу, гораздо сильнее ощущают приднестровские
преимущества.
Начнем с того, что практически нигде, кроме Кишинева, в жилых домах не
топят. При этом, с формальной точки зрения могут и топить, однако зачастую
это гораздо хуже! Дело в том, что практического значения такое отопление
не имеет. Топить будут ровно настолько, чтобы температура в квартире не
опустилась ниже нуля - зато счет выставят по полной программе. Парадоксально,
но факт: при гораздо более низком качестве коммунальных услуг, их стоимость
на периферии оказывается выше! Так что и 70 долларов за трехкомнатную
квартиру - далеко не предел.
Социальная же ситуация в молдавской провинции вообще катастрофическая.
В некоторых населенных пунктах безработица достигает 60-70% от общего
числа трудоспособного населения. Тем, кто работает, задерживают зарплату
по полгода. Люди живут натуральным хозяйством и заработками за границей.
В школах - ни учителей, ни учебников. Зачастую, нет и отопления. Глядя
из таких условий, жизнь в Тирасполе кажется настоящим раем.
При этом, речь идет отнюдь не только о Тирасполе и не только о деклассированном
населении, не сумевшем ни вымереть, на радость реформаторам, ни приспособиться
к новым реалиям. Отнюдь! Комиссар полиции города Резина (фактически -
второй человек в городе!) предпочитает жить напротив, через мост - в Рыбнице.
Там все-таки топят и на улицах вечером не страшно...
Тирасполь-Приднестровье: конечно, столица, но...
Массовой миграции в Тирасполь самих приднестровцев не наблюдается. Конечно,
люди едут: у кого-то учатся дети, кто-то нашел работу, кто-то забрал на
зиму в город престарелых родителей, но массового явления все же нет. Нет
его по одной простой причине - в отличие от Молдовы в Приднестровье нет
социальной катастрофы. Люди хоть как-то, но все же устроены. Они не могут,
да и не хотят, бросив все, сняться с места подобно перелетным птицам.
Зато жителям Правобережья, в массе своей, терять в общем-то нечего.
Тираспольчане, глядя на этот поток, и слушая рассказы о том, как живется
в сегодняшней Молдове, с содроганием думают о перспективах "воссоединения".
Лучшую агитацию против "объединения двух берегов" трудно даже
вообразить. Конечно, по-человечески несчастных людей, живущих в Молдове,
очень жаль. Однако с точки зрения обывателя - шкурной, но практичной,
объединяться все же лучше с кем-нибудь поприличней. Перспектива пойти
по миру совместно с Молдовой приднестровцев совершенно не привлекает.
И.Сергеев.
P.S. На заседании кабинета министров Молдовы 23 января было принято
постановление, согласно которому жильцы, не имеющие возможности оплачивать
теплоэнергию и водоснабжение, смогут отказаться от этих услуг. В том случае,
если жильцы временно не проживают в своих квартирах и могут подтвердить
это документально, они освобождаться от оплаты за горячую и холодную воду,
лифт и газ.
Тенденция, однако...
24 января.
Общественные организации Приднестровья
болезненно реагируют на вывод российских войск из региона.
23 января 2002 года состоялось экстренное заседание Координационного Совета
Общественных организаций ПМР.
На нем присутствовали:
председатель Республиканского ОСТК - Ю.Н. Затыка
председатель ОО "Союз защитников г. Тирасполя" А.Ф. Васильков
председатель ОО "Союз защитников Приднестровья" П.Н. Кузнецов
председатель ОО "Совет Ветеранов войны и труда" И.П. Добров
председатель РОО "Союз женщин Приднестровья" Т.Н. Долишняя
председатель Тираспольского ОСТК Б.М. Сафонов
председатель Союза "Память" Л.Я. Гусар
председатель ЖД "Тираспольчанка" В.Т. Корнилова
председатель РОО ППСМ Д.С. Мельников
Вел заседание Ю.Н. Затыка.
Мероприятие проходило в эмоциональной и достаточно напряженной атмосфере.
Большинство членов КС (Координационного Совета) собравшихся высказывали
мнение о существовании заговора против ПМР и России. Прозвучали требования
о немедленной остановке вывод войск Российской Федерации. Подчеркивалось,
что этот процесс ставит под угрозу мир и стабильность в зоне молдо-приднестровского
конфликта. Итогом заседания явилось принятие Обращения к президентам России,
Белоруссии и Украины с призывом не допустить вывода ОГРВ. Немаловажным
представляется то, что отдельно выделена необходимость ввода в Приднестровье
украинского военного контингента. По мнению членов КС, в случае если Россия
все-таки ликвидирует свое присутствие то именно Украина должна взять на
себя обязанности по обеспечению безопасности населения республики.
Далее были обсуждены проблемы связанные с деятельностью общественных организаций
внутри Республики. В центре внимания оказался вопрос о чрезмерной активности
отдельных священников РПЦ в социальной сфере ПМР. Особо выделялась персона
отца Дионисия (в миру Денис Абрамов) являющегося руководителем Союза русских
общин Приднестровья. Отмечался его уход от решения насущных проблем Приднестровья
в целом и русских общин в частности. Его заместитель Алла Мельникова,
была обвинена в злоупотреблениях связанных с формированием очереди на
прием гражданства РФ.
В целом сегодняшнее заседание Координационного Совета показало все возрастающую
роль общественности в решении внешне и внутриполитических проблем ПМР.
Примечательно, что активизировались именно патриотические организации,
деятельность которых до недавнего времени была достаточно вялой. Скорее
всего, это вызвано возрастающим давлением на Приднестровье со стороны
официального Кишинева.
Обращение Координационного Совета общественных организаций
ПМР.
Президенту Российской Федерации В. В. Путину
Президенту Украины Л. Д. Кучме
Президенту Белоруссии А. Г. Лукашенко
к народам России, Украины и Белоруссии.
Дорогие братья и сестры!
Народ Приднестровья переживает сегодня трагические дни. Речь идет о том,
что в повестку дня стал вопрос о полной ликвидации исторически сложившегося
военного, а затем - и политического присутствия России на исконно славянских
землях Приднестровья.
Вслед за уже идущим вывозом боевой техники и вооружения бывшей 14-й армии,
сокращением личного состава, что обуславливалось Стамбульскими договоренностями,
начался процесс уничтожения боевой техники, уже не попадающей под действие
этих Соглашений. Так, только на конец января запланировано так называемая
"утилизация" 12 единиц противотанковых пушек; 16 шт. боевых
машин "Стрела 10" и 12 шт. Зенитных Самоходных Установок (ЗСУ)
"Шилка", - современного оборонительного вооружения стоимостью
во многие миллионы долларов, большого количества боеприпасов.
Офицерский состав ОГРВ открыто готовится к отъезду, продает квартиры.
Казарменные помещения разрушаются, приходят в полную негодность.
Нас не только оставляют один на один с враждебным государством, но и принуждают
к объединению с Республикой Молдова. Страной, которая подвергла нас агрессии
в 1992г., и до сих пор не признавшей своей вины. Страной, которая не только
не входит в систему коллективной безопасности СНГ и активно сотрудничает
с НАТО, но и все более резко добивается полного вывода российских войск
из этого региона. С государством, в высших эшелонах власти которого нет
ни одного русского или украинца, где проводится политика румынизации,
где даже в эти дни развернута широкая политическая кампания против изучения
русского языка. Мы уже не говорим о много миллиардных долгах Молдовы Западу,
которые мы не хотим брать на себя.
Молдова продолжает экономическую блокаду и готовится к реваншу. На днях
В. Воронин в ультимативной форме заявил: "Время компромиссов прошло".
Мы обращаемся ко всем тем, кому дорога многовековая история нашей Великой
Родины. К тем, кому не безразлична судьба десятков миллионов соотечественников,
оставшихся без вины, помимо их воли без своей Родины. Помогите нам, нашим
детям, грядущим поколениям приднестровцев:
- не допустите ликвидации российского военного присутствия в Приднестровье,
являющегося фактором обеспечения мира.
- мы просим братские республики Украину и Белоруссию ввести свои миротворческие
силы на территорию Приднестровья для обеспечения мира на этой исконно
славянской земле.
- уважьте волю народа Приднестровья, высказанную на многочисленных референдумах
- признайте суверенитет и независимость ПМР. примите нашу республику в
союз России и Белоруссии!
- военный потенциал СССР создавался трудом всего народа. каждая из бывших
союзных республик получила свою часть. почему нас лишают и этого права?
- не желает народ Приднестровья объединения с чуждым ему государством.
почему нас принуждают к этому? мы хотим быть в составе союза России и
Белоруссии. так почему же на нас не распространяются общепринятые нормы
международного права?!
В чем мы провинились перед историей?! Все годы, после распада Союза ССР,
мы были верными сторонниками объединения славянских народов. Почему же
сегодня нас отвергают?
Братья и сестры! Скажите, где нам искать защиты на этой земле?!
Народ Приднестровья горд и свободолюбив. Мы доказали это с оружием в руках
в грозном 1992 году. Нас можно уничтожить, но победить нас нельзя! Так
неужели вы допустите новое кровопролитие на исконных землях?!
Координационный совет общественных организаций ПМР представляет не только
весь спектр политических движений, но и этнический состав республики -русских,
молдаван, украинцев и других национальностей, составляющих народ Приднестровья.
По их поручению, Председатель Координационного Совета общественных
организаций Ю. Затыка.
23 января 2002 г.
В Гагаузии готовится переворот. Очередной…
По окончании парламентских каникул в депутатской среде муссировался
вопрос организации проведения чрезвычайной сессии НСГ по работе Башканата
Гагаузии. В итоге, 25 депутатов вышли с инициативой проведения специального
заседания Народного Собрания в сроки между 22-25 января 2002 г. с повесткой
дня "О результатах проверки Счетной палатой РМ и Счетной палатой
Гагаузии деятельности Исполкома Гагаузии по рациональному управлению публичными
финансами и материальными средствами в период за 1999-2001 гг.".
Инициатором этой акции стал депутат Кристиогло И.П..
Необходимо сказать, что большинство депутатов настроены только против
Исполкома, обвиняя Башканат в не целевом расходовании бюджетных средств.
В частности депутаты будут добиваться отставки первого заместителя Башкана
Кисеева Д. О смене Президиума НСГ речи не идет. Однако создается опасность
перерастания обсуждения деятельности Исполкома в обвинения и лидеров Народного
Собрания. Такой вариант разработан спецслужбами Молдовы совместно с президентурой
В.Н. Воронина. Неудачи на приднестровском направлении подталкивают "товарища"
Президента к блицкригу на гагаузском направлении. За период своего господства,
коммунистам действительно удалось создать пятую колонну в гагаузском парламенте.
Она незначительна, но активна и постоянно подпитывается в том числе и
немалыми средствами, официальным Кишиневом. Поэтому в НСГ действительно
есть депутаты, готовые поднять вопрос о смене состава Президиума. В их
числе Господинов И.П., Стамат Д.К., Топал Д.А., Дергач И.М., подписавшие
письмо с соответствующей инициативой. Лидером антикендигеляновской группировки
является депутат Чолак И.П., который был зачинщиком предыдущей попытки
организации чрезвычайной сессии. Хотелось бы отметить, что в самом народном
собрании, господин Чолак имеет репутацию агента Службы информации и безопасности
Молдовы. Он и его окружение выполняют заказ официального Кишинева по смещению
патриотически-настроенного руководства НСГ.
Сегодняшнее состояние в Народном собрании можно охарактеризовать, как
затишье перед бурей. Большинство депутатов не видят опасности для Президиума,
полагая, что сумеют удержать ход заседания в безопасном для НСГ русле.
Принято решение не отзывать письмо с инициативой. Сессия состоится 29.01.2002г.
по заявленной повестке дня. В этот день выяснится, кто реальный хозяин
в Гагаузии, В. Воронин или народ автономии.
Когда подготовка материала была завершена в ТМ из республиканской больницы
г. Тирасполя поступила информация о нападении на младшего сына представителя
Гагауз Ери в ПМР И.Г. Бургуджи - Виктора. 22 января, когда подросток возвращался
из школы домой, несколько взрослых мужчин нанесли ему сильные удары в
область живота. С полученными травмами В. Бургуджи поступил в республиканскую
клинику. По мнению врачей угрозы его жизни не существует, но имеется серьезный
посттравматический шок.
ТМ уже информировал о готовящихся спецслужбами РМ террористических акциях
в отношении И.Г. Бургуджи и ряда руководителей автономии. Есть веские
основания полагать, что нападение на сына представителя Гагаузии это одно
из звеньев этого замысла. Ведь И.Г. Бургуджи играет весьма весомую роль
в процессе укрепления гагаузской самостоятельности.
19 января.
Подростковые повизгивания.
Анекдот в тему: Сообщение в рубрике "Новости":
"На днях группа геологов обнаружила в
тайге мальчика, воспитанного
дятлами. Через два дня он их всех задолбал."
И вновь Лиона Вольф появилась на страницах "Новой газеты".
Напомню, что несколько ранее эта продвинутая дива знакомила читателей
"НГ" с богатым выбором фаллоимитаторов в тираспольском секс-шопе.
На сей же раз, бесстрашная исследовательница обратилась к теме жуткой
и горячей - "про маньяков". А обратившись, наделала такой переполох,
что некий комитет жильцов, соседствующих с политологом Андреем Сафоновым,
одним из совладельцев "НГ", даже распространил самодельную листовку:
на одной ее стороне воспроизведена статья Лионы Вольф, а на другой помещено
предупреждение добропорядочным гражданам - дескать, осторожнее, в вашем
доме живет извращенец. Именно такая листовка и попала ко мне.
С творчеством Лионы Вольф мне, по профессиональной необходимости, пришлось
знакомиться уже дважды. Должен сказать, что и статья "Я подарю тебе
интим" (это та, где про фаллоимитаторы) и нынешние "В подворотне
вас ждет маньяк" особого впечатления на меня не произвели. Скучно.
Не возбуждает. И не информативно к тому же, так что ни о каком сексуальном
просвещении речь тоже не идет. Словом, Лиона Вольф отнюдь не популяризатор,
бесстрашно пишущий "про это". И уж никак не маркиз де Сад, искусно
играющий на животных струнах человеческой души. И не Барков, развивающий
традиции народного лубка, эпатирующий своим Лукой Мудищевым, замалчиваемый
явно, но охотно читаемый в будуаре. И даже не крепкий ремесленник-порнограф,
из тех что описаны у Аверченко в его "Неисправимых". По художественному
уровню и степени владения вопросом Лиона Вольф ближе всего к онанирующему
в одиночестве подростку. Добротная порнография, она ведь тоже требует
творческого подхода и специфических знаний, в том числе и в ряде смежных
областей.
Оставим в покое страдающую девочку (или мальчика, если Лиона Вольф - это
псевдоним). Помочь ей (ему) публично обсуждая ее (его) проблемы совершенно
невозможно. Здесь нужен очень личный, приватный подход и сугубо индивидуальные,
приложимые к конкретной ситуации советы: как вывести прыщи и как правильно
вести себя на дискотеке. Замечу лишь, что все это нормальный кризис возраста,
который пройдет через годик-другой. Ни о какой извращенности или запредельной
развращенности Лионы Вольф нет и речи, налицо скорее ее полная неискушенность
в проблемах, о которых она пытается писать. Впрочем, и это не ее грех
- перед глазами немало примеров старших коллег по перу, день за днем пишущих
о том, о чем они, в общем-то, не имеют ни малейшего представления.
Вся эта история не стоила бы внимания, если бы не ряд сопутствующих обстоятельств.
Откровения Лионы Вольф появились не в ее личном альбоме, что было бы вполне
нормально. И даже не в молодежной газете, издаваемой исключительно старшеклассниками,
ну, от силы, еще и студентами - первокурсниками - дурной вкус, конечно,
но молодым, озабоченным в силу возраста сексуальными проблемами, такое
было бы простительно. Однако Лиона Вольф - постоянный автор "Новой
газеты" - независимого общественно-политического издания, пользующегося
прямой поддержкой ОБСЕ и претендующего на самостоятельное, независимое
от приднестровских властей освещение событий в ПМР. Газеты, которую возглавляет
политолог (раз он так сам о себе говорит и пишет - верим ему на слово!)
Андрей Сафонов. Человек, который на последних выборах претендовал на пост
президента Приднестровья.
Предвижу появление в гостевой книге протестующего письма от одного из
работников миссии ОБСЕ в Молдове, с пространными объяснениями, что мол
ОБСЕ никогда не поддерживало "Новую газету". А потому напомню,
что когда МГБ ПМР попыталось воспрепятствовать выходу "НГ",
именно ОБСЕ развило необычайно бурную деятельность в ее поддержку. При
этом, как показывает опыт, забота ОБСЕ о свободе печати не распространяется
на другие издания. К примеру, поборники гражданских свобод предпочли не
заметить закрытия в Кишиневе оппозиционного "Коммерсанта Молдовы".
Так что прямая поддержка "Новой газеты" и политолога Андрея
Сафонова со стороны ОБСЕ есть неоспоримый факт.
Между тем, статус независимого издания и, равно как и статус кандидата
в президенты обязывает. Нетрезвый грузчик на колхозном рынке может писать
на стене в туалете все, что ему заблагорассудится (иной вопрос, что на
практике выбор тем будет у него очень узок). Независимый политолог и недавний
кандидат в президенты, да еще в газете, которую читают несколько тысяч
людей, может позволить себе далеко не все. Если же он не ощущает этого,
то, очевидно, что он - не политолог - по крайней мере, в общепринятом
смысле этого слова.
И все же я хочу сказать несколько слов в защиту Андрея Сафонова. Комитет
жильцов, распространивший листовку, по-моему, немного перегнул. Андрей
Сафонов, (равно как и Лиона Вольф) не извращенец и не маньяк - это состояние
души зовется хотя и созвучно, но все же немного иначе. Вот, к примеру,
Лиона Вольф - она, по всей видимости, еще очень молода. Это ее первые
опыты в журналистике. Ей нравится эпатаж и атмосфера легкого скандала.
И в добрый час! Все это - хлеб журналиста. Правда, пока у нее это выходит
довольно безвкусно, но ничего. С возрастом она поумнеет, многому научиться
и это пройдет. А если не поумнеет и с возрастом, то, очевидно, что она,
как две капли воды, похожа на политолога Андрея Сафонова - любимца ОБСЕ
и иных европейских организаций.
Они, там, в Европе очень любят, когда наши мнения и вкусы формируют люди
именно такого склада ума, как он. Они очень хотят, чтобы мы, со временем,
все такими стали.
Илья Сергеев.
18 января.
Европейская квартира с видом на Северную
Корею.
"У меня все в три дня станут счастливыми!
А кто не станет - того я в бараний рог согну!" к/ф "Айболит-66", монолог Бармалея.
"Всем радоваться полчаса!
Приказ по третьему насосу господина ПЖ".
к/ф "Кин-Дза-Дза"
Итак, коммунисты вот-вот отметят первый год своего пребывания
у власти. Это, в свою очередь, дает право подвести некоторые итоги эксперимента
по клонированию компартии нового типа - с европейским человеческим лицом.
Замечу, прежде всего, что год - формальная дата. Что же касается даты
реальной, то здесь мнения расходятся. Сам Владимир Воронин, его окружение
и подконтрольные ему СМИ не раз высказывались в том смысле, что процесс
передачи реальной власти в руки компартии только начинается. В свою очередь,
оппоненты коммунистов справедливо указывают на то, что компартия всегда
была достаточно влиятельной силой.
Действительно, в парламенте 1998-2000 годов, коммунисты, находясь в меньшинстве,
обладали, тем не менее, самой крупной фракцией: 40 мандатов из 101. На
последнем этапе деятельности парламента, примерно с конца 1999, они, фактически,
могли заблокировать любое не устраивавшее их решение. Премьер Дмитрий
Брагиш, в лучших советских традициях, согласовывал с Владимиром Ворониным
каждый свой шаг. Более того, по неофициальным, но вполне достоверным данным,
перед парламентскими выборами коммунисты сделали Брагишу предложение:
отказаться от участия в политической борьбе и сохранить за собой пост
премьера. Он, однако, предпочел место в парламенте и лидерство пусть в
маленькой, но все же своей фракции - "Альянсе Брагиша". Не исключено,
впрочем, что у Брагиша, обремененного обязательствами перед прежним президентом
Петром Лучинским, попросту не было выбора.
Итак, правительство Брагиша в значительной (в очень значительной!) степени
было подвержено влиянию коммунистов. Означает ли это, что компартия де-факто
пришла к власти в начале 2000 года? Едва ли, ибо уже на местных выборах
в 1999 году ПКРМ столкнулась с жесточайшим кадровым кризисом. Однако выводы
из происшедшего сделаны не были. Напротив, компартия все в большей и большей
степени становилась бледной массовкой при своем лидере - Владимире Воронине.
Причин этому было, в принципе, две. Во-первых, верхушка компартии изначально
была сформирована из наименее удачливой части партийно-комсомольской номенклатуры
- тех, кто частично или полностью оказался обделен при дележе партийного
и государственного имущества, либо тех, чей бизнес по тем или иным причинам
не вписывался в сложившиеся рамки. А во-вторых, сам Владимир Воронин,
мужчина среднего уровня образования и еще более средних способностей,
но при этом необычайно амбициозный, не терпел и не потерпит в своем ближайшем
окружении ни одной хоть сколь-нибудь яркой и самостоятельной фигуры.
Небольшое количество бунтарей, пришедших в ПКРМ с мечтой о возрождении
коммунистической идеи на новой основе, путем осмысления трагического опыта
банкротства КПСС и развала СССР, на фоне воронинской серости смотрелись
истинно белыми воронами, а потому последовательно вытеснялись со всех
руководящих постов, а в дальнейшем - и из партии, умножая ряды ее противников.
За бортом оказывались активные, самостоятельные люди, сумевшие "сделать
себя" и одновременно понимавшие необходимость социально ориентированной
государственной стратегии: квалифицированные специалисты, успешные, и
при этом легальные бизнесмены. Приходя к коммунистам с искренним желанием
помочь, они уже с первых шагов сталкивались с высокомерным аппаратным
хамством, абсолютным равнодушием к людям, деловой необязательностью и
карикатурным культом вождя. По всем этим параметрам ПКРМ - и как политическая
партия, и как деловой партнер - не знала и не знает себе равных в Молдове.
Результатом воронинской кадровой политики стала дремучая серость коммунистов
в сочетании с абсолютной идейной и организационной беспомощностью. Впрочем,
Воронин, судя по всему, вполне сознательно строил и продолжает строить
именно такую партию, видя ее единственную цель в обеспечении себе устойчивого
электорального резерва, формируемого из люмпенизированных слоев населения
- неимущих, не информированных о реальной ситуации в стране и потому легко
поддающихся манипулятивному воздействию.
Амбициозная программа коммунистов, а точнее - набор взаимоисключающих
программ, рассчитанных на различные слои населения, в сочетании с идейным
и экономическим банкротством "европейских демократов", слепленных
"из того, что было" - из бывших "хитрых шуриков" воспитанных
в недрах ЦК комсомола, принесла им победу, повергнув в радостно-шоковое
состояние. Прогнозируя при плохом сценарии 32-35 парламентских мандатов,
а при хорошем - до 50-55, коммунисты нежданно-негаданно получили 71 мандат
из 101. Это позволяет им, не советуясь ни с кем, принять любое - в полном
смысле этого слова, любое решение и придать ему силу закона. Радостный
ступор после выборов, продолжавшийся примерно месяц, дал возможность оппонентам
коммунистов организовать спокойный отход на новые позиции - позиции чиновников
среднего звена.
Компартия отнюдь не случайно не воспрепятствовала этому процессу. Беспокойные
союзники, желавшие изменить ситуацию в стране, были ей абсолютно не нужны,
ибо существующая смута полностью устраивала вождей ПКРМ. Единственное,
чего они действительно хотели изменить - так это свое собственное положение
в уже сложившейся системе.
Но Молдова 2001 года, разоренная и разворованная, оказалось незавидной
добычей. Попытка пересмотреть результаты приватизации с участием иностранных
инвесторов потерпела крах. Испанская Union Fenosa, попросту продала значительный
пакет акций молдавских распределительных электросетей Европейскому Банку
Реконструкции и Развития, а тот, в свою очередь, погрозил Кишиневу пальцем
- мол, не шалите ребята, а то не видать вам кредитов. После этого вопрос
о глобальном пересмотре результатов приватизации был навсегда закрыт и
коммунисты, оставив в покое крупные структуры, повели планомерную охоту
на средний и мелкий бизнес. Примеров произвольной конфискации собственности,
осуществляемой вопреки закону и здравому смыслу, при прямом давлении на
судей под прикрытием "государственных интересов", за последний
год можно насчитать десятки. В свою очередь, Владимир Воронин придал этому
идейное обоснование, провозгласив как незыблемый принцип, что ни одно
государственное предприятие, наделавшее долгов, не будет передано за долги
в руки кредиторов. "Долги заявил Воронин,- надо реструктурировать
(то есть заморозить на длительный срок - И.С.) а предприятие должно работать".
Однако этот лозунг, рассчитанный на люмпенизированный электорат коммунистов,
искренне верящий, что президент может своим указом "открыть заводы",
не дает ответа на вопрос: почему и за счет чего предприятие, бывшее убыточным,
вдруг возродится к новой жизни?
Впрочем, никто из коммунистической верхушки никогда и не строил иллюзий
на этот счет. Государственная политика невозврата долгов стала способом
спасения проворовавшегося и некомпетентного управленческого аппарата,
быстро сросшегося с коммунистической верхушкой. Несмотря на обещания компартии
повести "борьбу с коррупцией", ни одно по-настоящему серьезное
дело о казнокрадстве так и не было открыто. Вопрос о том, куда ушли многомиллионные
кредиты, загнавшие Молдову в долговую яму, по-прежнему остается открытым,
зато "борьба с коррупцией" оказалась прекрасным жупелом для
борьбы с чужаками в пользу своих, приближенных к компартии. Экономическое
устройство Молдовы все больше сводится к классической феодальной схеме,
когда сюзерен (в данном случае - Владимир Воронин) наделяет своих вассалов
ленными владениями, а те, в свою очередь, клянутся верой и правдой служить
ему в грядущих битвах (в нашем случае, только электоральных, но это пока
так).
Очевидно, что гражданское общество и демократические институты в этих
условиях оказываются не более чем досадной помехой. И коммунисты приступили
к последовательному свертыванию "гнилой демократии". Первой
пала судебная система. За последний год "телефонное право" в
Молдове достигло уровня, немыслимого в любые советские времена.
Следующей жертвой стали независимые СМИ. В государственных изданиях, на
телевидении и радио, прошла кадровая чистка, а с редакторами частных СМИ
были проведены приватные беседы, общий смысл которых сводился к сакраментальному
"будешь тявкать - утоплю". В результате абсолютное большинство
"независимых" СМИ предпочло не тявкать, а соперничать в лояльности
к властям с правительственными изданиями. По отношению же к непокорным
были приняты самые жесткие меры. Так, газета "Коммерсант Молдовы"
- единственная, оказавшаяся от любых бартерных сделок типа "вы нам
молчите - а мы вас не тронем" была попросту закрыта решением карманного
суда "за публикацию сепаратистских материалов".
Добротное натуральное хозяйства владетельного феодала предполагает вассалов
(в нашем случае это члены ЦК и лица особо приближенные к президенту),
шутов (их роль отведена ручным журналистам), собственных судей и домашних
капелланов. Хорошо налаженному замку владетельного сеньора необходим и
чернокнижник - маг и некромант, прорицатель грядущих побед и делатель
золота из содержимого выгребных ям. В роли последнего выступает начальник
отдела политического анализа аппарата президента Виктор Дораш. Он, а также
депутат Марк Ткачук и начальник президентской пресс-службы Александр Беженарь
и составили теневую группу чудотворцев.
Особых чудес, впрочем, пока не произошло. Философский камень современных
алхимиков от PR оказался блефом. Антиприднестровская кампания с треском
провалилась, а сайт PRO.MD, созданный доморощенными кудесниками "для
слива", публиковал материалы, сделавшие его всеобщим посмешищем.
Единственным зримым следствием всей этой возни стало существенное ухудшение
отношений Молдовы с Украиной.
Серьезное охлаждение наблюдается и между Кишиневом и Бухарестом. Что же
касается отношений с Россией, то и здесь успехи более чем иллюзорны. Разговоры
о гигантских российских инвестициях не выдерживают никакой критики. Абсолютное
большинство российских вложений было истрачено на текущий ремонт и замену
оборудования, принадлежащего молдо-российской фирме МолдГаз. Отсрочка
текущих платежей за газ фактически равнозначна получению кредита под 7%
годовых - то есть на условиях, явно невыгодных для Молдовы.
Цифровая эквилибристика оказалась последним прибежищем правительства Василия
Тарлева. Но уже при самом беглом анализе цифры роста ВНП и российского
экспорта лопаются, как воздушные шарики. Молдова находится в глубочайшем
провале. Внешнее финансирование не разблокировано. Экономическое положение
страны настолько отчаянное, что даже лидер парламентской фракции ПКРМ
Виктор Степанюк признал: страна балансирует на грани дефолта, который
может разразиться в любую минуту.
Не лучше и внутриполитическая ситуация. Похоронив идею двух государственных
языков, коммунисты пытаются всучить русско-культурным избирателям различные
суррогаты, вроде бесполезного закона о национальных меньшинствах, или
нелепого "официального" статуса русского языка. Последний их
ляп - непродуманное введение обязательного изучения русского языка в молдавских
школах со второго класса. Такое нововведение, начатое в середине года,
при полном отсутствии методик, квалифицированных преподавателей, разогнанных
десять лет назад и учебников, тогда же сданных в макулатуру есть не более
чем профанация. Похоже, однако, что дела обстоят еще хуже, и деструктивные
шаги компартии вовсе не случайны. Напротив, они носят вполне предумышленный
характер.
Суммируя действия Владимира Воронина, постепенно приходишь к выводу, что
за кажущейся некомпетентностью скрывается план по приданию Молдове статуса
"ограниченно суверенного" государства. Во-первых, новые власти
Молдовы явно стремятся уравновесить огромный долг Молдовы перед МВФ и
ВБ аналогичным по величине долгом перед Россией. Во-вторых, обостряя присущие
Молдове национальные и языковые противоречие, а также противостояние между
берегами Днестра, Владимир Воронин последовательно оттесняет всех своих
противников на края политического спектра, присваивая себе роль единственного
стержня, способного удержать Молдову от взрыва и распада. И обострение
отношений с Приднестровьем, и митинги ХДНП в центре Кишинева выглядят
слишком нарочито. Коммунисты явно заинтересованы в достижении равновесного
положения, но, будучи не в силах найти разумный компромисс между интересами
различных групп молдавского общества и уж тем более - сделать Молдову
привлекательным партнером для Приднестровья, стремятся к подлинно большевистскому
равенству - когда все граждане страны одинаково несчастны и недовольны,
хотя и по различным причинам. С этой целью воронинский режим и стремиться
подвергнуть их обязательному изнасилованию на общегосударственном уровне
- по тому или иному поводу.
Введя страну во взрывоопасное состояние, Воронин обеспечит себе поддержку
со стороны ЕС, а также в России, в Украине и даже в Румынии. Взрыв и дестабилизация
в Молдове повлекут нежелательные последствия и для ее соседей, и совершенно
им не нужны. В результате, все перечисленные стороны начнут поддерживать
воронинский режим - не потому что он хорош и нравится им, а потому что
его падение будет иметь гораздо худшие последствия. Примерно по такому
сценарию сегодня развиваются отношения в квадрате Китай - Северная Корея
- Южная Корея - США.
Понятно, что ни жителям Молдовы, ни жителям Приднестровья, которое в этой
ситуации станут насильно подталкивать в удушливые объятия Кишинева, подобный
сценарий не сулит ничего хорошего. Судьба обитателей азиатского заповедника
в центре Европы очень и очень незавидна. Однако рейтинг Воронина пока
остается высоким. Пропаганда коммунистов оказалась эффективным инструментом
для управления люмпенизированным и слабо информированным населением, составляющем
сегодня абсолютное большинство жителей Молдовы. Немногочисленные разумные
голоса тонут в грохоте официальной пропаганды, а вменяемых политических
фигур, способных составить конкуренцию Воронину, сегодня в Молдове просто
нет. Таким образом, компартия пришла к власти всерьез и прочно. Но не
как политическая партия, а как группа предпринимателей, изрядно при этом
коррумпированных и криминализированных. При этом, группа пришла на уже
поделенную во всех смыслах территорию, и потому вынуждена осуществлять
жесткий передел - передел собственности и сфер электорального влияния.
Что касается идеологии коммунистов, то о ней говорить вообще не приходится.
Никакой идеологии у компартии уже давно нет - ее заменил набор чисто ситуативных
реакций, безусловных административных (даже не политических!) рефлексов,
примитивных, как у амебы.
Но быть может, общая беда и общее противостояние коммунистической диктатуре
- этой власти Хама, наглого и злобного, способно консолидировать Молдову,
заложив предпосылки для построения гражданского общества? Теоретически
такое возможно, но практически, увы, нереализуемо. Подобный процесс требует
времени, а экономическая ситуация может совершенно смешать карты. Несостоятельность
Молдовы как государства, несостоятельность, охватывающая решительно все
сферы государственного строительства - от национальной экономики до государственной
идеологии вполне очевидна. Итоги годичного правления коммунистов не оставляют
надежд на улучшение
ситуации - напротив, Молдова стремительно катится к катастрофе. Ее закукливание
в новую сатрапию может произойти в самое ближайшее время - в течении 1-2
лет.
Илья Сергеев.
17 января.
Ответный ход. Реакция Тирасполя на
интервью Владимира Воронина, данное им 14 января в Москве корреспонденту
НТВ, в котором президент Молдовы высказал пожелание, чтобы президент России
Владимир Путин должным образом "поговорил" с лидером Приднестровья
Игорем Смирновым - так, чтобы тот "добровольно" ушел в отставку,
была мгновенной. Уже 16 января на "очередной" сессии Верховного
Совета республики была обсуждена ситуация вокруг урегулирования приднестровского
конфликта.
Отметив, что "проблема возникла еще в августе 2001 года, когда Молдова
взяла курс на фактическое удушение Приднестровья" (это экономическая
и дипломатическая блокады ПМР, а также отказ Кишинева с января нового
года выдавать сертификаты приднестровским экономическим агентам для внешней
торговли) депутатам было предложено принять Постановление "О некоторых
мерах по обеспечению переговорного процесса между ПМР и РМ".
Документ гласит о необходимости пересмотра существующего подхода официального
Тирасполя к переговорному процессу, а также дает полномочия соответствующим
комиссиям, определить новую цель переговоров - вплоть до построения фактически
независимого приднестровского государства.
Предложили, тут же приняли, само собой разумеется, единогласно. Учитывая,
что на недавно прошедшей пресс конференции (17 декабря 2001 г.), министр
иностранных дел Приднестровья Валерий Лицкай ясно дал понять, что формула
общего государства, обозначенная в московском Меморандуме, все меньше
устраивает Приднестровье, то нетрудно догадаться, что примут соответствующие
комиссии.
Ниже приводим полный текст этого документа.
Постановление
"О некоторых мерах по обеспечению
переговорного процесса между
Приднестровской Молдавской Республикой
И Республикой Молдова"
Выражая озабоченность длительным отсутствием прогресса в переговорах,
отказом молдавской стороны от продолжения диалога на высшем уровне, а
также заявлением Президента Республики Молдова В.Воронина, сделанного
им в г. Москве 12 января 2002 года, о намерении продолжить линию политического
и экономического давления на Приднестровье, его обращением к руководству
Российской Федерации с просьбой содействовать данным намерениям:
-учитывая значительный урон, причиненный подобными действиями Приднестровской
Молдавской Республике со времени начала полномасштабной политической,
экономической и дипломатической блокады;
-осознавая необходимость полномасштабного и справедливого урегулирования
отношений между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова
на принципах равенства сторон переговорного процесса, принятия взаимосогласованных
решений, неукоснительного соблюдения ранее достигнутых договоренностей
и неприменения силы или угрозы силы в решении спорных ситуаций, Верховный
Совет Приднестровской Молдавской Республики постоновляет: 1. Признать, что политическая линия руководства Республики Молдова
угрожает основам переговорного процесса, является главным препятствием
скорейшему возобновлению диалога между сторонами и вынуждает Приднестровскую
Молдавскую Республику пересмотреть подходы к достижению целей переговорного
процесса. 2. Поручить Комиссии Верховного Совета Приднестровской Молдавской
Республики по внешней политике и международным связям ( Шевчук Е.В.) и
Комиссии Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики по сотрудничеству
с Комиссией Парламента Республики Молдова ( Каминский А.В.) совместно
обсудить сложившуюся ситуацию вокруг переговорного процесса и предложить
Верховному Совету пути выхода из нее вплоть до рассмотрения целесообразности
дальнейшего строительства отношений с Республикой Молдова в Рамках конфедеративного
Союза (согласно Постановления Верховного Совета Приднестровской Молдавской
Республики N276 от 6 января 1993 года " Об образовании Молдавской
Конфедерации "). 3. Обратиться к Президентам, Парламентам государств-гарантов переговорного
процесса направить полномочных представителей Президентов Российской Федерации,
Украины и соответствующих комиссий Верховной Рады Украины, Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Приднестровскую Молдавскую
Республику и Республику Молдова для изучения ситуации и выработки совместных
подходов к урегулированию отношений между Приднестровской Молдавской Республикой
и Республикой Молдова. 4. Предложить Парламенту Республики Молдова принять необходимые
меры по разблокированию переговорного процесса на высшем уровне. 5. Считать возможным достижение позитивного результата переговорного
процесса лишь при условии отказа от политической, экономической и иной
формы давления на Приднестровскую Молдавскую Республику. 6. Направить данное постановление Президентам, Парламентам и Правительствам
Республики Молдова, государств-гарантов переговорного процесса, а также
Парламентской ассамблее ОБСЕ. 7. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на
Председателя Комиссии Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики
по внешней политике и международным связям - Шевчука Е.В. 8. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Верховного Совета
Приднестровской Молдавской Республики Г.С.Маракуца
16 января.
Володя Большой и Володя Маленький.
Антиприднестровская кампания, развязанная в Кишиневе и притихшая было
после выборов 9 декабря, вновь набирает обороты. Первый залп в сторону
Тирасполя дал особо приближенный к Владимиру Воронину депутат парламента
Марк Ткачук - беспартийный гений черного пиара. Второй - сам Владимир
Воронин, давший, по возвращению из Финляндии интервью НТВ. О согласованном
характере этих акций свидетельствует тот факт, что заявление Ткачука было
распространено государственным информационным агентством "Молдпрес",
что придало ему статус официальной позиции.
Позиция оказалась бледной и беспомощной. Ткачук говорил о якобы существующей
в Приднестровье оппозиции Смирнову, грозил Украине "международными
рычагами" за ее дружбу с Приднестровьем и, делая хорошую мину при
плохой игре, клялся, что "по-прежнему существуют хорошие возможности
для урегулирования конфликта".
Не буду разбирать заявление Ткачука подробно, тем паче, что Ю.Л.Боднар
в своем комментарии, опубликованном в "Ольвия-пресс", не оставил
от него камня на камне. Замечу лишь, что существование оппозиции - нормальная
ситуация в любом демократическом государстве. И оппозиция президенту Смирнову
- вменяемая, влиятельная и способная конструктивно и компетентно спорить
с властью, была бы несомненным благом - и для Приднестровья, и для самого
Игоря Николаевича. Наличие квалифицированного оппонента всегда приносит
больше выгод, нежели потерь.
Однако ТАКАЯ оппозиция в Приднестровье пока не сложилась. И вовсе не потому,
что здесь мало демократии. Просто ситуация не признанности, порождая постоянную
и вполне реальную угрозу самому существованию республики, несколько по-иному
расставляет акценты. Президент, а тем более президент-основатель, стоявший
у истоков приднестровской государственности, в этом случае становится
чем-то гораздо большим выборного Чиновника Номер Один. Президент неизбежно
становиться знаменем, а конструктивно оппонировать знамени едва ли возможно.
Знамя - это несколько иная
категория, существующая более на эмоциональном, чем на рациональном уровне.
Таким образом, конструктивной и компетентной оппозиции президенту Смирнову
в Приднестровье сегодня попросту не может быть. Есть лишь оппозиция маргинальная.
Термин "маргинальная" отражает ее суть, и никоим образом не
носит оскорбительного характера. Речь идет о людях, противостоящих сложившейся
системе управления не в силу принципиального несогласия с ней, а в силу
личной неприязни, носящей, опять-таки, скорее эмоциональный характер.
Иными словами, маргинальную оппозицию составляют те, кто по каким-то причинам
не сумел занять устраивающего их места в существующей обойме.
Бесспорно, существование маргинальной оппозиции все же гораздо лучше одуряющего
единомыслия. Но маргиналы НИКОГДА не приходят к власти - это непреложный
закон. И результаты выборов 9 декабря вновь подтвердили это.
Кроме того, все оппозиционеры, по крайней мере на словах, заявляли о своей
приверженности независимости Приднестровья. Это, правда, не мешало им
активно сотрудничать с Молдовой. Уже упомянутый Марк Ткачук сопровождал
Тома Зеновича в аэропорт, проинструктировал его и организовал его встречу
в Москве. Активно пользовался помощью властей Молдовы и Александр Радченко.
Часто появлялся в Кишиневе и третий оппозиционный кандидат - снятый с
предвыборной гонки Андрей Сафонов. Но даже если бы произошло чудо, и кто-то
из трех одержал бы победу (чего, повторяю, не могло быть в принципе!)
даже в этом случае Кишинев едва ли получил бы союзника. В самом деле,
зачем победителю сдавать республику президенту Воронину? Не лучше ли самому
быть президентом?
Еще большим блефом отдает заявление Ткачука о "рычагах воздействия"
на Украину. Молдова на все 100% зависит от энергопоставок из России, туда
же уходит и большая часть молдавского экспорта. Между Молдовой и Россией
находиться Украина - этот географический факт должен быть известен даже
Владимиру Воронину и его советникам. Элементарные таможенные меры, предпринятые
суверенным государством Украиной в целях пресечения контрабанды могут
оказаться очень эффективным рычагом полнейшего умиротворения воронинского
окружения в целом и депутата Ткачука в частности. Иной вопрос, что Украина,
занятая подготовкой к выборам в парламент и в местные органы власти, просто
не замечает пока молдавскую Моську. Но можно не сомневаться, что после
выборов у украинских властей найдется время и для Молдовы.
Оно обязательно найдется. Заявление президента Воронина о его намерении
поддержать на выборах компартию Украины, возглавляемую Петром Симоненко
и последующее создание фонда "Антикучма" есть прямое вмешательство
в дела суверенного государства. Подобные выходки никогда не проходят без
последствий.
Сомнительно, что воронинское окружение уверено в победе Симоненко. Дело
скорее в другом - безвыходность положения неокоммунистического режима
толкает его адептов на авантюры. В этом убеждает и интервью Владимира
Воронина, данное им в Москве корреспонденту НТВ. В нем президент Молдовы
высказал пожелание, чтобы президент России Владимир Путин должным образом
"поговорил" с лидером Приднестровья Игорем Смирновым - так,
чтобы тот "добровольно" ушел в отставку.
Подобный ход президентской мысли буквально вызывает оторопь. В нем, как
в зеркале отразился весь Воронин - коммунистический барин из вчерашнего
дня, волею нелепого случая оказавшийся президентом "суверенного европейского
государства".
Во-первых, подобное заявление свидетельствует о крайнем неуважении Владимира
Воронина к воле рядовых граждан. Напомню, что в отличие от него, фактически
назначенного президентом решением Пленума ЦК (очень нетривиальный для
современной Европы способ формирования демократических структур - не правда
ли?) Игорь Смирнов был избран прямым всенародным голосованием. "Непризнанность"
выборов в ПМР стала результатом подковерных игр Кишинева и непризнанности
самой республики. Однако даже коммунисты не решаются отрицать тот факт,
что Смирнова поддерживает абсолютное большинство населения на левом берегу
Днестра.
Во-вторых, трудно представить себе более откровенное признание в собственном
бессилии и некомпетентности. Шапка президента оказалась явно не по Сеньке.
Вдумайтесь в ситуацию: президент суверенной страны, в мирное время обращается
к президенту другой суверенной страны, с просьбой навести порядок на территории,
которую он считает своей. Подобный демарш является фактическим отказом
от государственной независимости. Впрочем, Воронин едва ли способен строить
свое поведение в такой системе отсчета. Его действия - типичные действия
партократа среднего звена, привыкшего к тому, что Центр покроет его просчеты,
спишет убытки, даст дотации и спустит откорректированный в меньшую сторону
план по сбору винограда и яблок.
Характерно, что ни текст интервью Воронина ни подробные итоги его беседы
с первым заместителем главы МИД России Вячеславом Трубниковым не опубликованы.
Судя по всему, "коммунисту с европейским лицом" ясно дали понять,
что Россия не намерена сажать его на молдавский престол. Об этом же говорит
и позиция посла по особым поручениям МИД РФ Александра Новожилова, который
на вопрос обозревателя московской "Независимой газеты" о возможном
развитии ситуации на переговорах между Тирасполем и Кишиневом сказал:
"У России есть свой рычаги влияния, помимо силовых, и мы их постоянно
предлагаем ОБЕИМ (здесь и далее - выделено мной И.С.) сторонам давнего
конфликта. Мы, между прочим, призывали Кишинев к тому, что надо быть готовым
к ЛЮБЫМ результатам выборов в Приднестровье и продолжать переговорный
процесс независимо от персоналий. Кстати сказать, как раз Тирасполь очень
быстро откликнулся на предложения сторон-посредников, прозвучавших прошлой
осенью в Праге, а от Кишинева официального ответа мы так и не получили".
Резюмируя действия молдавских властей, приходиться признать, что они,
в отличие от своих оппонентов из ПМР, оказались попросту не готовы к управлению
самостоятельным государством. Маленький молдавский Володя, будучи бит,
с ревом кинулся искать защиты у большого российского тезки.
Очевидно, что ближайшие действия молдавской верхушки будут направлены
на искусственное ограничение суверенитета Молдовы в пользу любой страны,
которая согласится взять на себя часть ее забот и часть ответственности.
А поскольку Россия и Украина пока не проявляют особого желания принять
Молдову в качестве приживалки, то взгляд молдавского президента неизбежно
обратиться в сторону Румынии.
Впрочем, пока что Воронин изо всех сил пытается доказать России свою незаменимость.
Последний тому пример - несанкционированные демонстрации против введения
русского языка в программу молдавских школ начиная со второго класса,
проходящие аккурат в отсутствие Воронина в Молдове и при явном попустительстве
властей. Воронин в очередной раз жестом фокусника достает из шляпы страшного,
очень страшного, оскаленного Рошку. Смотрите, мол, кто тут будет править,
если не будет меня! Рошке же надо отрабатывать поддержку из-за Прута.
В итоге все довольны.
Подобный сценарий отнюдь не новость. Штурм МВД тоже в свое время также
стал возможен благодаря совпадению интересов Рошки и Воронина в бытность
последнего министром МВД. Старые друзья-враги очень нужны друг другу.
Hастолько нужны, что если один из них окажется перед реальной угрозой
полного краха, то второй его обязательно поддержит.