О ситуации вокруг постановления Государственной Думы ФС
РФ об обеспечении необходимых условий дальнейшего продвижения в вопросе
присоединения Республики Молдовы и Приднестровья к союзному государствуЯ
ПМР
Данное постановление преследует вполне определённую и понятную
цель дать новый дополнительный импульс переговорному процессу между молдавской
и приднестровской сторонами в вопросе нахождения взаимоприемлемого решения
приднестровской проблемы.Вполне логично, что с инициативой принятия постановления
выступила парламентская Комиссия Государственной Думы по содействию в
урегулировании политической и экономической ситуации в
Приднестровье,которая существует, с учётом преемственности,
ещё со времён Верховный Совет РФ. При этом проект постановления тщательно
проработан и обсуждён как в самой Комиссии, так и в профильном Комитете
Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, который
его одобрил. К проекту постановления имеется заключение правового управления
Государственной Думы.
Смысл этого постановления состоит в предложении органам законодательной
и исполнительной власти Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики
Молдовы и Приднестровья рассмотреть возможность и предпринять необходимые
шаги к присоединению Молдовы и Приднестровья к союзному государству. О
такой возможности неоднократно заявляли главы и лидеры вышеупомянутых
государств, представители политических кругов и общественности. Между
прочим, в соместном заявлении Президента Российской Федерации В.Путина
и Президента Республики Молдова В.Воронина от 16 апреля 2001 года в п.
5 "президенты высказались за скорейшем справедливом решении приднестровской
проблемы исключительно мирными средствами на основе уважения принципа
суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова и соблюдения
международных стандартов в области прав человека."
Учитывая, что в настоящее время существует объективные противоречия в
позициях Молдовы и Приднестровья о правовом статусе последней, Комиссия
предложила преодолеть эти противоречия в рамках экономического, правового,
культурного пространства союзного государства.
Стоит напомнить, что Республика Молдова и Приднестровье никогда не были
единым государством. В настоящее время в экономическом плане приднестровская
государственность, которая существует уже одиннадцатый год, относительно
успешно развивается, в то время как молдавская, имеющая серьёзные финансовые
долги и перед Россией и перед западом, находится в кризисе.
В связи с этим, можно рассчитывать на поддержку молдавской стороной политической
инициативы Государственной Думы. Однако реакция Председателя Парламента
Республики Молдова Е. Остапчук вызывает некоторые вопросы.
В своём письме от 02.07.2001. она призвала российских депутатов не принимать
проект постановления, который, по её мнению, может реально способствовать
срыву переговорного процесса по урегулированию приднестровского конфликта
и снижению международного авторитета Российской Федерации в качестве страны
гаранта в переговорном процессе.
К сожалению, в письме отсутствует мотивация такого вывода. Но в нём содержатся
резкие оценки деятельности Комиссии Государственной Думы по содействию
в урегулировании политической и экономической ситуации в Приднестровье.
В частности, утверждается, что Комиссия поощряет сепаратизм, что она не
поддерживает взаимоотношений с Парламентом Республики Молдова.
Однако, это не соответствует действительности. Во время визита членов
Комиссии в Кишинёв и Тирасполь в первых числах июня 2001 года её встречи
проходили как с руководством Приднестровской Молдавской Республики, так
и с руководителем соответствующей комиссии молдавского парламента, вице-спикером
А. Мишиным. При этом члены комиссии широко обнародовали этот проект постановления
и он обсуждался, в том числе, и в молдавских средствах массовой информации.
Странным является также утверждение, что для молдавской стороны непонятна
суть этого документа.
В письме Е. Остапчук говорится, что Республика Молдова чётко обозначила
свою позицию относительно Союза России и Беларусь, что не может быть и
речи о вступлении Приднестровья в Союз России и Беларусь.
Но в постановлении не предлагается присоединить Приднестровье к союзному
государству. Напротив, предлагается всем заинтересованным сторонам совместно
изучить такую возможность и предпринять соответствующие действия. И в
письме Председателя молдавского парламента, вопреки содержащемуся в нём
тезису, не обозначена политическая позиция молдавского руководства в отношении
союзного государства.
В постановлении Государственная Дума выразила своё отношение к проблеме
приднестровского урегулирования, которое соответствует интересам народов,
имеющих общие исторические, культурные, этнические и экономические интересы
в регионе. Это постановление является серьёзным призывом к работе в конструктивном
русле и можно надеяться на ответственное к нему отношение со стороны руководства
России, Беларуси, Молдовы и Приднестровья.
Российско-Приднестровский
Информационно-Аналитический
Центр
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
Уважаемые депутаты Государственной Думы !
Парламент Республики Молдова высоко ценит роль Российской Федерации в
переговорном процессе по урегулированию приднестровского конфликта в качестве
страны гаранта.
Активная позиция Президента Российской Федерации В.В.Путина, деятельность
Государственной Комиссии РФ во главе с Е.М.Примаковым и Комиссии Парламентской
Ассамблеи СНГ во главе с Б.Н.Пастуховым придали конструктивный обнадеживающий
импульс переговорному процессу по урегулированию приднестровского конфликта
Нынешнее политическое руководство Республики Молдова определило урегулирование
приднестровского конфликта своей приоритетной задачей, которую намерено
планомерно и целенаправленно решать, в интересах всего населения, четко
следуя неоднократно продекларированной позиции стран гарантов России и
Украины, и ОБСЕ о необходимости придания приднестровскому региону особого
статуса с широкими полномочиями в составе единой и территориально-целостной
Республики Молдова.
В контексте этого и учитывая принципиальную позицию Российской федерации
о неприемлемости проявления сепаратизма в ущерб авторитету центральной
власти государства трудно объяснить создание и деятельность Комиссии Государственной
Думы по содействию в урегулировании политической и экономической ситуации
в Приднестровье во главе с Г.И.Тихоновым без консультаций, с Парламентом
Республики Молдова. Никаких взаимоотношений у данной комиссии с Парламентом
Республики Молдова не было и нет, также как и не проявлялось никакого
интереса по налаживанию каких либо связей.
Предложенный этой комиссией и внесенный на рассмотрение Государственной
Думы Российской Федерации проект постановления "Об обращении к Президентам
Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Молдова и Приднестровской
Молдавской Республики, и парламентам Республики Беларусь, Республики Молдова
и Приднестровской Молдавской Республики об обеспечении необходимых условий
дальнейшего продвижения в вопросе присоединения Республики Молдова и Приднестровья
к Союзному государству" стало для нас полной неожиданностью.
К сожалению, такой документ является образцом срыва переговорного процесса
и не способствует сближению позиций Республики Молдова и Приднестровья.
Нам абсолютно непонятна суть этого документа. И вполне обоснованно возникает
вопрос: Что Комиссия Г.И.Тихонова считает Приднестровье государством и
поощряет сепаратизм?
Республика Молдова четко обозначила свою позицию относительно Союза России
и Беларусь. Считаем что не может быть и речи о вступлении Приднестровья
самостоятельно в Союз России и Беларусь. Представители Приднестровья должны
принимать участие в данном процессе только в составе делегации Республики
Молдова, а это ни в коем случае не означает самостоятельного участия Приднестровья.
Нас беспокоят, и позиция Комитета Государственной Думы по делам СНГ и
связям с соотечественниками который рекомендовал Государственной Думе
принять вышеназванный проект постановления.
Уважаемые коллеги!
Мы убедительно просим Вас проявить политическую мудрость и взвешенность,
не делать шагов которые нарушат наметавшуюся активизацию переговорного
процесса и не принимать данный проект постановления который реально может
способствовать срыву переговорного процесса по урегулированию приднестровского
конфликта и снижению международного авторитета Российской Федерации в
качестве страны гаранта в переговорном процессе.
Председатель Парламента Республики Молдовы Е.Остапчук
Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВУ
Уважаемый Геннадий Николаевич!
Просим дать указание размножить и раздать депутатам в зале заседания новую
редакцию проекта Постановления Думы "Об обращении к Президентам Российской
Федерации и Республики Беларусь об обеспечении необходимых условий дальнейшего
продвижения в вопросе присоединения Республики Молдова и Приднестровья
к Союзному государству" в связи с предложениями депутатов, высказанными
на заседании Государственной Думы 4 июля с.г., а также принимая во внимание
письмо Председателя Парламента Республики Молдова Е.Остапчук к Государственной
Думе Федерального Собрания Российской Федерации от 3 июля 2001 года по
поводу Обращения к Президентам Российской Федерации, Республики Беларусь,
Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики и парламентам
Республики Беларусь, Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики
об обеспечении необходимых условий дальнейшего продвижения в вопросе присоединения
Республики Молдова и Приднестровья к Союзному государству.
Депутат Б.Н.Пастухов
ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
(Вносится депутатами Государственной Думы Пастуховым Б.Н. и Косачевым
К.И.)
Об обращении к Президентам Российской Федерации и Республики
Беларусь Об обеспечении необходимых условий дальнейшего продвижения в
вопросе присоединения Республики Молдова и Приднестровья к Союзному государству
Стремясь поддержать наметившийся интерес в политическом и экономическом
урегулировании приднестровской проблемы, реализации основных договоренностей
по нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем,
в том числе Меморандума об основах нормализации отношений между Республикой
Молдова и Приднестровьем от 8 мая 1997 года, заявляя о том, что решение
приднестровской проблемы возможно только на основе соблюдения общепризнанных
принципов и норм международного права, приветствуя заявления руководителей
Молдовы и Приднестровья о готовности присоединения Республики Молдова
и Приднестровья к Союзному государству, усматривая в таком присоединении
наиболее реальную основу для урегулирования приднестровской проблемы,
исходя из политической воли народов Молдовы и Приднестровья, Государственная
Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Обратиться к Президентам Российской Федерации и Республики Беларусь
с предложениями: организовать всесторонние консультации в целях изучения
условий присоединения Республики Молдова и Приднестровья к Союзному государству;
в интересах скорейшего проведения подготовительной работы создать рабочие
группы из представителей органов государственной власти.
2. Обратиться к парламентам Республики Беларусь, Республики Молдова
и Приднестровской Молдавской Республики с предложением о проведении межпарламентских
консультаций по вопросу присоединения Республики Молдова и Приднестровья
к Союзному государству.
3. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации
В.В.Путину, Президенту Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, Президенту Республики
Молдова В.Н.Воронину, лидеру Приднестровья И.Н.Смирнову, в Национальное
собрание Республики Беларусь, Парламент Республики Молдова, Верховный
Совет Приднестровской Молдавской Республики.
4. Направить настоящее Постановление для официального опубликования
в "Парламентской газете".
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации