Заголовок
  Главная Подробности О ПМР СМИ о ПМР  
Элемент заголовока  
   
О нас
Контакты
Гостевая
Архив

 

 

 

Подробности.

16 февраля

Очередной прорыв в урегулировании приднестровского вопроса. Последний ли?

В среду Молдова представила Приднестровью, странам-гарантам (Россия и Украина) и ОБСЕ новый проект документа по урегулированию приднестровского конфликта, по словам Владимра Воронина "содержащего конкретные предложения по созданию ассиметричной федерации". Этот документ по заявлениям того же Воронина "… ни в коем случае не противоречит проекту Соглашения о федерализации Молдовы, а разработан в продолжение данной инициативы. Переговоры необходимо продолжить и приступить к разработке новой Конституции". Вот так и сказал - "без новой Конституции проблему не решить, так как половина проекта соглашения по урегулированию в Приднестровье касается конституционных норм и положений". И вообще - "сейчас Конституция является тормозом в окончательном решении приднестровской проблемы". В. Воронин особо подчеркнул, что "решение приднестровской проблемы нельзя оттягивать, так как времени больше нет", "разделенность мешает процессу европейской интеграции, так как для вступления в ЕС нужно отвечать целому ряду условий, в том числе контролировать свои границы и обеспечивать целостность страны". "А мы очень хотим в Европу". Воронин также особо отметил, что по совету своего друга Джорджа Буша "надовил" на Москву и та подтвердила свои обязательства до конца года вывезти из Приднестровья боеприпасы и вывести окончательно все российские войска с территории Молдовы.

В. Воронин "обозначил" порядок разработки и принятия новой Конституции. По его словам, разработана схема, согласно которой, в ближайшее время парламент Молдовы и ВС Приднестровья должны делегировать своих представителей в состав комиссии по разработке новой Конституции. В течении шести месяцев они разработают проект Конституции, после чего на протяжении двух-трех месяцев она будет проходить экспертизу международных организаций. "После этого необходимо провести всенародный референдум по принятию Конституции и выборы нового парламента с участием населения Молдовы с двух берегов Днестра. Уже новый парламент вправе будет избрать президента, сформировать правительство переименовать столицу Молдавии в New-Vasjki и т.д.".

Реакции властей ПМР не пришлось долго ожидать. Уже в пятницу, в специальной декларации, Президент Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) Игорь Смирнов заявил о готовности продолжать переговорный процесс по разработке будущего соглашения об урегулировании приднестровского конфликта. Он отметил и о готовности "к созданию конституционных комиссий Молдовы и Приднестровья".

Игорь Смирнов передал для Молдовы с представителями ОБСЕ своё Заявление, текст которого мы публикуем в полном объеме:

Заявление
Президента Приднестровской Молдавской Республики
И.Н. Смирнова

Укрепление стабильности и безопасности на нашей земле всегда было высокой целью приднестровской политики, мерой ответственности за сохранение мира и спокойствия на берегах Днестра Мы смогли пройти тяжелый путь от вооруженного противостояния к цивилизованному политическому диалогу, от ненависти и вражды к сотрудничеству. Уровень доверия, достигнутый к маю 2001 года в переговорном процессе между Молдовой и Приднестровьем, позволял ясно обозначить перспективы урегулирования.

Спустя всего несколько месяцев, к августу 2001 года, политические намерения молдавских властей радикально изменились. Последовал резкий отказ от продолжения переговоров. Надуманные предлоги не могли скрыть очевидного факта - новой стратегией Молдовы стало жесткое давление на Приднестровье. Были отвергнуты итоги многолетней работы, проигнорированы основополагающие документы переговорного процесса. Молдавскую прессу заполнили призывы к насилию. Все последующие события неуклонно приближали стороны к новой конфронтации.

В этой сложной ситуации только усилия посредников заставили молдавскую сторону вернуться за стол переговоров. Мы высоко оцениваем эти усилия и особо отмечаем принципиальность консолидированной позиции Российской Федерации, Украины и Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе в отношении концепции федерализации, ставшей закономерным итогом длительного поиска реальных путей урегулирования.

Приднестровье предприняло активные меры для продвижения такой концепции. Проделана необходимая работа, позволившая детализировать многие аспекты федеративной идеи, приблизив ее к существующим реалиям. Так, при поддержке посредников была закреплена формула договорной федерации, которая до недавних пор не находила понимания в Молдове. Появление новой инициативы В.Воронина может означать готовность молдавского руководства обратиться к реальной федеративной тематике. Выступление Президента Молдовы расценено в Приднестровье в качестве первого, четко зафиксированного намерения молдавской стороны строить свои отношения с Приднестровьем в рамках общего государства, создаваемого на федеративной основе.

Заявленная решимость молдавского руководства отказаться от прежних амбиций и присоединение Молдовы к идее создания федерации, фундаментом которой выступит безусловное соблюдение всех ранее достигнутых договоренностей, принятие демократических принципов справедливого разрешения многолетних противоречий, разработка конституционных механизмов нашего будущего федеративного государства, позволяет надеяться на приближение сроков окончательной нормализации отношений сторон.

В этой связи приднестровская сторона полагает, что декларируемая Молдовой приверженность современным европейским стандартам разрешения конфликта требует подкрепления практическими шагами. Наметившаяся эволюция в молдавской позиции должна привести к конкретным результатам, которых ожидают наши граждане. Приднестровье открыто равноправному диалогу. Нам видится необходимым комплексное и последовательное развитие федеративной идеи на принципах равенства субъектов, создания действенной системы гарантий, договорных отношений между сторонами. Мы будем продолжать разработку будущего соглашения на уровне политических представителей и отраслевых экспертов. Параллельно с этим мы готовы к созданию конституционных комиссий Молдовы и Приднестровья.

Сегодня мы инициируем проведение встречи высшего политического руководства сторон в целях разработки мер и создания условий для воплощения в жизнь заявленных Республикой Молдова федеративных намерений, определения базовых конституционных механизмов и надеемся на поддержку этого предложения посредниками.

Ответственность за судьбы будущих поколений, за судьбы народов Приднестровья и Молдовы обязывает нас проявить политическую мудрость и волю. История дает нам шанс соединить усилия для создания современного, демократического федеративного государства - неотъемлемой составной части единого европейского пространства.

г. Тирасполь 14 февраля 2003 года

В этот же день глава миссии ОБСЕ в Молдове Вильям Хилл передал Заявление Президента ПМР Владимиру Воронину.

По сообщениям официальных молдавских агентств, Владимир Воронин с удовлетворением отметил реакцию Приднестровья и тут же наддавил заявив, что "искренность позиции Приднестровья должна быть подтверждена только путем безоговорочного подписания документа, предложенного Кишиневом".

Надо отдать должное, глава миссии ОБСЕ Вильямсу Хиллу который "успокоил" В.Воронина отметив что, несмотря на некоторые обвинения и спорные суждения, Заявление Игоря Смирнова - "это максимально положительный ответ, который возможен в настоящее время".

Филипп Миронов

Возвращение блудного сына

Вернувшись из Москвы Президент Молдовы В.Воронин, где он весьма в теплой обстановке побеседовал с российским коллегой В.Путиным, сделал сенсационное заявление касаемо "плана окончательного урегулирования приднестровской проблемы":

"Становление государственности в Молдове убедительно доказывает, что решение Приднестровской проблемы является основным вопросом суверенного и независимого развития РМ. Для всех давно очевидно, что до тех пор, пока граждане Молдовы разделены, пока существует две армии, две таможни, две банковские системы народ Молдовы не сможет радикально улучшить свою жизнь, не сможет успешно восстановить свою экономику и социальную сферу. Мы постоянно помним, что Приднестровская проблема - это еще и личная драма многих и многих наших сограждан по обе стороны Днестра. Это потеря близких людей, это разоренные дома и сломанные судьбы, но не месть и ненависть не усугубление гражданского и межнационального раскола, а принципиально новое демократическое и необратимое решение Приднестровской проблемы должно стать памятником морального торжества над прошлой трагедией. Объединение РМ на основе самых современных стандартов и ценностей - единственный путь к восстановлению достоинства наших граждан и процветания государства. РМ с благодарностью воспринимает усилия международного сообщества по содействию в решении Приднестровской проблемы на основе единства и территориальной целостности РМ. Мы признательны странам- гарантам РФ, Украине за многолетнюю и ответственную работу по восстановлению молдавского государства. Мы особенно признательны ОБСЕ, выступившей с инициативой нового подхода к решению Приднестровской проблемы. Поддержка этой инициативы странами-гарантами, США и странами Европейского Союза явилась важным контекстом в понимании проблемы реинтеграции Молдовы. Прежде всего, как задачи решительной модернизации ее правовой, экономической и социальной сфер. Столь заинтересованная и конструктивная международная поддержка процесса объединения РМ, ее нового курса реформ налагает на стороны переговорного процесса особую ответственность по активной практической реализации последних предложений.

Сознавая ответственность за объединение страны, гарантирование гражданского мира и полноценного демократического развития, опираясь, в первую очередь, на проект урегулирования Приднестровской проблемы предложенной ОБСЕ, как президент РМ выступаю с новой инициативой, планом окончательного урегулирования Приднестровской проблемы. Данная инициатива вытекает, как из результата переговорного процесса, так и из решительных намерений РМ прийти к окончательному и полномасштабному решению Приднестровской проблемы, учитывая, что объединение РМ должно осуществляться не только на принципах единства территорий и государственной власти, не просто на основе демократического и республиканского политического устройства, но и на основе федеративных принципов. Убежден, что в сложившемся в настоящее время правовом поле пройти весь этот путь невозможно, в принципе. Невозможно на конец не признать, что конституционное оформление РМ ограничивает нас в модернизации государства, делает нас заложниками той системы, которая сложилась в условиях противостояния с Приднестровьем под напором националистических амбиций Кишинева и курса властей Тирасполя на выход из состава Молдовы.

Я считаю, что единственным, перспективным, ответственным и результативным решением сложившейся ситуации является подготовка и принятие новой Конституции РМ. Опыт последнего десятилетия красноречиво свидетельствует о том, что нам нужна Конституция, которая бы учитывала все перспективные задачи нашей страны. Нам нужна Конституция разрешающая проблемы, а не загоняющая их вглубь. Нам нужна Конституция, которая станет предметом гордости нашего народа, которая станет плодом совместной работы гражданских институтов с обоих берегов Днестра, которая будет соответствовать самым современным стандартам международного сообщества. Нам нужен такой Основной Закон, который бы соответствовал основному моральному закону нашей страны - жить в мире, согласии и единстве на той земле, которую мы унаследовали от предков, которую обязаны передать следующим поколениям.

Сегодня мы не идем в Приднестровье со своим уставом. Мы не требуем безоговорочной капитуляции. Сегодня мы предлагаем Приднестровью стать участником и соавтором новой Конституции РМ. Базовые принципы конституционного устройства и механизмы их реализации и приведения в действие мы кладем в основу нового проекта соглашения с Приднестровьем. Сам проект соглашения о мерах по окончательному урегулированию приднестровской проблемы в самое ближайшее время будет представлен властям Приднестровья, представителям стран-гарантов, миссии ОБСЕ в Молдове.

Я убежден, что с этого дня РМ вправе рассчитывать на окончательное признание искренности своей позиции и намерений. Надеюсь, что подписание документа о мерах по окончательному урегулированию приднестровской проблемы станет прологом к той планомерной и многогранной работе по фактической реинтеграции РМ, в которой так нуждается народ нашей страны".

Кишинев 10 февраля 2003 г.

Этот разворот молдавской позиции по одному из главнейших региональных вопросов безусловно следствие успеха российской дипломатии на международном уровне. Пытаясь лавировать между Россией и Западом в течении двух лет, играя на существовавших противоречиях в позициях Москвы и Западных стран Воронин успешно выиграл для себя время и возможный статус "отца объединителя". Теперь же когда позиции России и западных коллег по федерализации Молдовы фактически совпадают , единственно выигрышное решение для Воронина взять на себя инициативу в процессе реинтеграции страны. Скорее всего о предоставлении ему такой возможности он и просил Президента В.Путина. Безусловно, условием российского Президента будет сохранение пятистороннего формата в переговорном процессе, о чем он и заявил после встречи с молдавским коллегой. Думается, что в процессе окончательного решения приднестровского вопроса Воронину не избежать личных переговоров с Президентом ПМР И.Смирновым, как с равноправной стороной будущей федерации. Не исключено, что первая после двухлетнего перерыва встреча пройдет в присутствии Российского Президента во время его визита в Кишенев, о котором достигнута договоренность в ходе московского вояжа молдавского Президента.

Российско-приднестровский
Информационно-аналитический центр

6 февраля

Осторожно, впереди шлагбаум!

Итак, приднестровская сторона считает встречи с Хиллом и Якобовитцем более или менее успешными для себя, а оценку ими ситуации вокруг ПМР в целом, объективной. Особых успехов на переговорах у Молдовы нет и Воронин мечется в поисках альтернативных способов давления на ПМР. Он бросается то к Совету Европы, то в Москву, то в Киев - но нигде не находит особой поддержки.

Причина здесь не столько к стремлению какой-либо из сторон-гарантов к "объективному" или "справедливому" разрешению конфликта - все гаранты, в конечном итоге, преследуют свои цели - сколько в непредсказуемости молдавского лидера. Его крайняя ненадежность очевидна уже всем и потому и в Москве, и в Страсбурге, а уж тем более - в Киеве, против которого Воронин с завидной регулярность выдвигает обвинения в сотрудничестве с международным терроризмом и причастности к нелегальной торговле оружием, "молдавского Мао" не слишком привечают - скорее напротив, стремятся дистанцироваться от него.

Хорошее представление о стиле Воронина - точнее, об отсутствии у него даже намека принципы, убеждения и уж тем более - на способность сдерживать данные обещания дает статья Алекса Бессарабского "Приднестровский тупик Владимира Воронина", опубликованная в кишиневской газете "Молдавские ведомости". Выдержки из нее мы приводим ниже: ...

"Как и в экономике, как и во внешнеполитических установках, так и в политике по отношению к Приднестровью за несколько лет руководство партии коммунистов проделало головокружительную метаморфозу - от фактического признания "ПМР" (так в тексте - ред. "ДК") до почти патологического нежелания общаться с ее лидерами".

В 1997 г. партийная газета "Коммунист" публиковала редакционный комментарий, озаглавленный "Избран новый президент ПМР. Им стал старый президент ПМР", в котором говорилось:

"По поводу президентских выборов в ПМР, их легитимности, демократичности и т.п. будет в ближайшее время выпущено много едких стрел, подпущено шпилек и истрачено немало яда - под сурдинку разглагольствований о необходимости примирения двух берегов и восстановления целостности всей Республики Молдова. Но у всей этой писанины, как и у лжи, короткие ножки. Простая же, но очень жесткая истина состоит в том, что по ту сторону Днестра (отчасти и не только по ту) де факто существует вполне самостоятельное государство. С которым можно договориться о тех или иных формах совместного бытия только как именно с государством. Убывают последние шансы сохранить, хотя бы де юре, чисто символически, Приднестровье в составе Молдовы. Если этого не учтет наш новый президент Петру Лучински, если он сохранит традиционный принцип подхода к Приднестровью как к этакой заблудшей овечке (дескать, пошалили - и будет), - не видать нам того берега без пограничных знаков. С достаточной долей вероятности следует сказать, что перспективы самостоятельной ПМР уж во всяком случае не хуже, чем Республики Молдова за минусом ПМР. И Правобережье заинтересовано в объединении куда больше, чем Левобережье. Это так, как бы кто ни хотел иного.

Если коммунисты намерены существенно влиять на социально-экономический курс Молдовы как реальная политическая сила - надо бы пристальнее присмотреться к тому, что ныне происходит за Днестром, потому что легче дается полезный опыт, когда он изучается в развитии, чем если берется состоявшаяся данность. И первое, от чего следует отказаться, - это от крайне неумного и столь же высокомерного отношения к восточному соседу, которое культивируется официальными кругами Кишинева". ...

9 апреля Воронин встретился в Кишиневе со Смирновым и подписал с ним совместное заявление, в котором признал, все, что делалось в ходе переговорного процесса до него. В этом заявлении, среди прочего, говорится:

"Стороны подтверждают намерения рассмотреть вопрос о вступлении в Союз Белоруссии и России, а также о придании русскому языку статус государственного.

Достигнута договоренность способствовать беспрепятственной деятельности на территории Приднестровья и Республики Молдова средств массовой информации, распространению печатных изданий и телепрограмм сторон.

Стороны выражают приверженность принципам мирного политического урегулирования, взаимосогласованных решений и равенства сторон в переговорном процессе и исходит из необходимости скорейшей разработки и подписания итогового документа о всеобъемлющем урегулировании отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, а также соглашения о мерах доверия, взаимных и внешних гарантиях".

Спустя еще месяц Воронин подписывает со Смирновым ряд протоколов, в которых он признает выдаваемые Приднестровьем паспорта, свидетельства о регистрации автотранспорта и номерные знаки, свидетельства о государственной регистрации юридических лиц, лицензии и сертификаты, и гарантирует иностранным инвесторам деятельность на территории Приднестровья по его законодательству.

До сих пор Воронин не денонсировал московский меморандум, в котором говорится, что "стороны будут продолжать становление между ними государственно-правовых отношений"; что они определят статус Приднестровья "на принципах взаимно согласованных решений, включая разграничение и делегирование полномочий, и взаимно обеспеченных гарантий"; что статус будет определяться "с учетом всех ранее достигнутых принципиальных договоренностей"; что "Приднестровье принимает участие в осуществлении внешней политики Республики Молдова - субъекта международного права, по вопросам, затрагивающим его интересы", причем "решение по данным вопросам принимается по согласию сторон"; что "Приднестровье имеет право устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях"; что "Республика Молдова и Приднестровье становятся взаимными гарантами полной и безусловной реализации договоренностей об отношениях между ними".

До настоящего времени официальный Кишинев признает все ранее подписанные с Приднестровьем документы. Так, в протоколе, подписанном 3 июля 2002 г. в Киеве представителями Молдовы, Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ, черным по белому написано: "Подтверждена действенность ранее достигнутых договоренностей". Более того, в протоколе говорится, что Молдова и Приднестровье договорились принять меры по реализации этих договоренностей.

Когда сегодня тираспольские лидеры в ходе переговоров ссылаются то на один из подписанных документов, то на другой, они делают это с полным правом, потому что Молдова до сих пор не отказалась ни от одного из этих документов.

По мнению Алекса Бессарабского, причина столь резкой метаморфозы - травма, нанесенная Воронину приднестровским шлагбаумом.

"Все поменялось после того, как Игорь Николаевич не пустил Владимира Николаевича на свою территорию, опустив перед ним шлагбаум на бендерском КПП, - пишет он. Можно представить, какая психологическая травма была нанесена молдавскому президенту, перед которым на правом берегу все стоят по стойке смирно, а на левый не пускает какой-то Смирнов.

После шлагбаума все поменялось. Смирнов стал бандитом, у его сына забрали таможенные печати, Кишинев объявил Тирасполю экономическую блокаду, дипломатическую изоляцию и психологическую войну.

Во время кампании по выборам "президента ПМР" осенью 2001 г. официальная молдавская пропаганда пошла в разнос: "нагнетуха" была такой, что население всерьез опасалось возобновления военных действий на Днестре. Желая скомпрометировать тираспольскую Семью, не пожалели даже приближенного к кишиневской Семье начальника Молдавской железной дороги, чьи проделки в бытность его начальником Бендерского депо выдавались за доказательство мафиозности приднестровского режима. Под горячую руку попали и другие спонсоры партии коммунистов, связанные с Приднестровьем, как, например, "Петрол-банк". В дошлагбаумовскую эпоху они числились в союзниках, после шлагбаума стали друзьями врагов, а значит, и сами - врагами.

Но поддержав двух контркандидатов Смирнова - Александра Радченко и Тома Зеновича (которые, кстати, после выборов приползли к Смирнову просить прощения) - администрация президента Молдовы фактически признала легитимность тех выборов. Несмотря на то, что Воронин лично принимал Радченко у себя в резиденции, планы сменить плохого сепаратиста Смирнова на хорошего, то есть лояльного Кишиневу, провалились."

И все же причины резкой смены курса отнюдь не в травме нанесенной шлагбаумом - здесь автор "Молдавских ведомостей" явно упрощает ситуацию. Причина - в органической неспособности Воронина вести честную игру, не пытаясь сплутовать и кинуть своего визави, будь то хоть Приднестровье, хоть Россия, хоть США с "Европой" куда наперебой, отталкивая друг друга, стремятся молдавские "коммунисты" и их друзья-враги из ХДНП. Не лишне здесь будет вспомнить и то, что Воронина, аккурат в том же 1997, как-то раз вежливо но твердо выпроводили с территории Приднестровья, а точнее - из Бендер. Прибыв на собрание бендерских коммунистов, он попытался было агитировать их за объединение с Молдовой. Придумано это было очень плохо. Во-первых, подобные действия носили явно антиконституционный характер, а во-вторых и для Воронина это оказалось гораздо существенней, память о событиях 1992 года была тогда очень уж свежа... Одним словом, "лидеру братской партии" чуть было не съездили по морде. От физического урона и потери престижа Воронина спас подоспевший к месту событий Дмитрий Соин, тогда еще старший лейтенант - а ныне тот самый "капитан Соин", раскрученный в СМИ Молдовы как чудовище и суперкиллер. Кстати, Константин Старыш с молдавского ТВ и Александр Исаев из "Независимой Молдовы" уже больше года как зайцы бегают от судебных повесток - Соин возбудил против них (в Молдове!) иск о клевете и имеет все шансы выиграть дело вчистую.

Так вот, Дмитрий Соин, официально объяснив насмерть перепуганному, бледному и заикающемуся Воронину ошибочность и неправомочность его действий сопроводил будущего молдавского президента до границы ПМР. Воронин покаянно кивал и каялся. Однако оказавшись в Молдове накатал на Соина кучу жалоб - куда бы вы думали? - правильно, в МГБ ПМР. Так что де-факто признание Ворониным и ПМР и его государственных органов состоялось не только на официальном, но и на личном уровне. А коммунально-кухонная неприязнь Воронина к ПМР имеет гораздо более давнюю историю и просто не могла раньше развернуться в полную силу. Зато в том, что неприязнь эта не имеет никакого отношения ни к принципам, ни к государственным интересам Молдовы и носит мелкосклочный, именно коммунально-кухонный характер - в этом Алекс Бессарабский, пожалуй, прав.

Но вернемся к позиции ОБСЕ и к прогнозу ближайших действий Хилла и Якобовитца. Их положение очень непросто. Миротворческие усилия ОБСЕ до сих пор ни разу не привели к впечатляющим результатам. В то же время в борьбе за дальнейшее финансирование ОБСЕ просто жизненно необходим успех. При этом, реальное урегулирование и уж тем более его долгосрочные перспективы не столь важны для ОБСЕ как формальное замирение сторон - в конце концов, все шероховатости можно будет подрихтовать и позднее. В этом отношении формула "федерализации" наиболее нейтральна, а значит и наиболее реализуема. Правда, для ее реализации нужна вменяемость обоих сторон, в то время как лидер Молдовы демонстрирует противоположные качества.

Еще хуже то, что в Молдове вообще нет политических сил, склонных вести мирные переговоры с ПМР. Все политики Молдовы - и фронтисты, и комммунисты и "центристы" и "социал-демократы" и "национал-либералы" - в общем, решительно все, за исключением, быть может, микроскопических "русских" организаций, начисто лишенных реального политического влияния, всегда рассматривали переговоры с "сепаратистами" как сложную игру, задача которой - элементарно надуть Тирасполь, запутать его в дебрях политических и юридических формулировок, запутав - разоружить, а разоружив - крепко посчитаться со всеми, кто хоть единую минуту поддерживал "самопровозглашенную республику". Нечто подобное Молдова в 1994 сумела проделать в Гагаузии. Результат известен, и массовый исход жителей Гагаузии в Приднестровье - наилучшая иллюстрация того, чем грозит нам слишком тесное сближение с Молдовой. Однако Приднестровье не Гагаузия и слишком резкое "воссоединение" может обернуться новой вспышкой гражданской войны.

Таким образом, Хилл и Якобовитц будут вынуждены либо искать в Молдове хоть сколь-нибудь вменяемых и цивилизованных политиков, не приемлющих репрессивного, военно-полицейского решения проблемы Приднестровья - но там таких вовсе нет. Либо пытаться хотя бы отчасти цивилизовать Воронина и его окружение - но это крайне сложная, чтобы не сказать безнадежная, задача. Либо смириться с тем, что после объединения и победного рапорта об успешном замирении сторон здесь снова полыхнет, и притом очень скоро, через считанные месяцы, если не недели - но это не в их интересах. Либо искать способы стабилизации ситуации вне молдавского политического поля.

Таких способов, в принципе, может быть несколько - от ввода в ПМР усиленного миротворческого контингента до той самой "договорной федерации", о которой говорит приднестровская сторона. Какому из них будет отдано предпочтение - зависит от многих факторов, но в первую очередь, с учетом абсолютно неконструктивной позиции Воронина, от самого Приднестровья. Точнее от того, насколько ему удастся убедить каждого из гарантов в том, что "договорная федерация" отвечает его, гаранта интересам. При этом, в число гарантов - то есть влиятельных сторон, имеющих свои интересы в регионе следует включить и США, хотя формально в переговорах они не участвуют, и СЕ - недаром неразлучная пара Дюрье-Вахтре, резко выделяющаяся своей славянофобской позицией даже на далеко не безоблачном европейском фоне, так зачастила в Молдову. Что же касается собственно позиции ОБСЕ, то она на сегодняшний день еще не сформирована окончательно и даже в рамках самой миссии можно проследить различные подходы к этому вопросу.

В свою очередь, Приднестровье, должно думать о своих интересах - и только о них. Эпоха романтики и лозунгов "Приднестровье - часть России" ушла навсегда. Вписать же приднестровские интересы в Молдову едва ли возможно. Воинствующий национализм, правящий бал в Кишиневе никак не сочетается с терпимостью, поликультурностью и полиязычием, присущими нашей стране. Да и исторические перспективы Молдовы как самостоятельного государства крайне сомнительны, даже на ближайшие 10-15 лет. Молдова стремительно дрейфует в сторону Румынии - и, по-видимому, их объединение следует рассматривать как историческую неизбежность. Таким образом, задача приднестровских переговорщиков - добиться максимального сохранения государственных структур ПМР в рамках образуемой федерации, дабы после ее неизбежного крушения вновь, уже с полным к тому основанием, добиваться признания и независимости нашей республики. Принципиально важным представляется и вопрос о сохранении собственных вооруженных сил, МВД и органов госбезопасности - единственных, по сути, реальных гарантов от весьма вероятной молдавской агрессии. Ибо малая эффективность и неповоротливость миротворцев была убедительно доказана событиями 1992 года. Кроме того, необходимо закрепить федеративные права ПМР на максимально высоком уровне - в рамках федерации - на конституционном, а вне ее - на международно-договорном, что, собственно, и заложено уже в самом названии "договорная".

Парадоксально, но такое разрешение проблемы отвечало бы интересам всех сторон, включая и жителей Молдовы. Дело таким образом за малым - надо найти способ приподнять бездумный молдавский шлагбаум, выставленный Ворониным на пути переговоров.

Днестровский курьер #5(47)

2 февраля

Адриан Якобовитц и Вильям Хилл в Приднестровье.

C официальным визитом Приднестровскую Молдавскую Республику посетили личный представитель Действующего Председателя ОБСЕ, Посол Адриан Якобовитц де Сегед и Глава Миссии ОБСЕ в Молдове Вильям X. Хилл.

Состоялись встречи зарубежных дипломатов с Президентом ПМР Игорем Смирновым, Председателем Верховного Совета Григорием Маракуцей и министром иностранных дел Валерием Лицкаем.

По сообщению пресс-службы МИД Приднестровья, в процессе этих встреч в основном обсуждались следующие вопросы:

1) Состояния переговорного процесса между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова в общем и итоги кишиневского раунда Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию, проходившего 28-30 января в офисе Миссии ОБСЕ в Молдове в частности

По существу данного вопроса, говоря о достижениях переговорного процесса, было отмечено, что результатом работы экспертов стали очень неплохие документы. Из них самый главный, - это документ, который, наконец, создает представление о формате договорной федерации. В нем зафиксирована статья первого будущего итогового документа, которая гласит, что Молдова и Приднестровье составляют вместе федерацию на договорной основе. С небольшим разделением по главам. Это очень важная принципиальная позиция, и этот документ на прошедшей встрече подписали все участники, кроме Республики Молдова. Таким образом, провозглашая на словах желание вести работу в направлении федерализации, много говоря о том, что Кишинев поддерживает киевский проект ОБСЕ, Республика Молдова, подойдя к необходимости подписания положений этого документа, отказалась это делать и оказалась одна против четырех. Адриан Якобовитц и Вильям Хилл заявили, что намерены оказать максимально возможное давление на Молдову, на ее руководство - с тем, чтобы этот документ был принят и подписан.

2) Вопросы утилизации и вывоза боеприпасов бывшей 14-й армии и связанные с этим проблемы выплаты компенсаций российской стороной за ранее вывезенное вооружение и военное имущество.

В ходе обсуждения этого вопроса Президент Приднестровья вручил представителям ОБСЕ все протоколы, подписанные за последний год, и письма, которые были получены от российской стороны. Адриан Якобовитц и Вильям Хилл наглядно убедились, что приднестровская сторона не препятствует России в выполнении ей своих международных обязательств. Проблема заключается лишь в том, что российская сторона не выполняет своих же обязательств, и до сих пор не выплатила компенсацию согласно принятых ранее договоренностей. Ознакомившись со всеми документами, Вильям Хилл согласился, что вопросы вызывает исключительно позиция российской стороны и уже в ближайшее время, на следующей неделе глава миссии ОБСЕ собирается вылететь в Москву, где и будет разбираться с официальными лицами России, которые саботируют процесс ликвидации военного присутствия России в Приднестровье. Таким образом, с Приднестровья сняты все обвинения в том, что она тормозит вывоз боеприпасов и имущества бывшей 14-й армии.

3) Уровень контроля приднестровско - украинского участка границы.

К сожалению, "впечатления" международных дипломатов по данному кругу вопросов были навеяны молдовской прессой о якобы "черной дыре", "неконтролируемой границе", о "потоках оружия" и прочими самыми фантастическими предположениями о производстве современного оружия на территории Приднестровья.

В ходе обсуждения этого вопроса выяснилось, что у представителей ОБСЕ нет никаких фактов, только одни "впечатления". Молдова также таких фактов предоставить не может.

Для того чтобы поставить, наконец, точку во всех этих бездоказательных обвинениях, Президент ПМР предложил представителям ОБСЕ провести проверку всех приднестровских заводов, и на основании ее сделать официальный доклад, который будет распространен по всем странам ОБСЕ для того, чтобы окончательно закрыть возможности для спекуляций молдавской пропаганды. Это предложение было принято представителями ОБСЕ, и в ближайшее время будет рассмотрена возможность его реализации.

Таким же образом было предложено представителями ОБСЕ решить вопрос и с уровнем контроля на границе. Адриан Якобовитц и Вильям Хилл высоко оценили готовность Приднестровья к международному мониторингу и выразили надежду, что эти два конкретных предложения, будучи реализованы, во многом снимут негативное, ошибочное впечатление о ситуации в Приднестровье.

4) Проблемы, связанные с экономической блокадой Приднестровья со стороны Молдовы.

С представителями ОБСЕ также были обсуждены проблемы и по экономической ситуации. Приднестровская сторона проинформировала Адриан Якобовитца и Вильям Хилла о тех мерах, которые предпринимает Республика Молдова по экономической блокаде Приднестровья. Представители ОБСЕ признали, что все эти действия не соответствуют европейским нормам экономической жизни.

Как заявил после встречи министр иностранных дел Валерий Лицкай - "В целом, я могу оценить результаты беседы как весьма полезные и считаю, что есть определенные перспективы на дальнейшую плодотворную работу по всем рассмотренным вопросам".

1 февраля

Смена акцентов

Как известно, 24 января бывший руководитель Миссии ОБСЕ в Молдове, Вилльям Х. Хилл, вновь возглавил представительство этой организации, и даже уже успел принять участие во встрече представителей сторон и посредников в рамках пятистороннего формата, которая состоялась в офисе ОБСЕ, в Кишиневе. Эта была первая встреча посредников в этом году. По завершению ее, Вилльям Хилл провел пресс-конференцию для журналистов, где он кстати говоря, представил специального представителя главы нидерландского правительства, опытного дипломата Адриана Якобовитца.

В своем вступлении перед журналистами Вилльям Хилл в общих чертах рассказал об основных направлениях своей деятельности в качестве главы возглавляемой им миссии ОБСЕ. Он особо подчеркнул что "приоритетом номер один" для него, как руководителя Миссии ОБСЕ в Молдове, является урегулирование молдо-приднестровских отношений, а не вывоз вооружений бывшей 14-й армии для ликвидации российского присутствия в этом регионе, как принято считать.

Именно по этой причине, и был придан в помощь миссии ОБСЕ в Молдове специальный представитель, господин Якобовитц. Его деятельность в этом качестве сводится к поддержке миссии ОБСЕ в ее усилиях по разработке и решению именно приднестровского вопроса.

Причину столь пристального внимания к приднестровской проблеме г-н Якобовитц объяснил тем, что вопрос урегулирования приднестровского конфликта протекает слишком долго, и это не может не волновать "мировую общественность". И нужно по-настоящему, как следует приложить все усилия, чтобы его решить, а то ведь срок переговоров уже приближается к десятилетней отметке.

По занавесь, господин Хилл напомнил о достижениях ОБСЕ в этом регионе.

Он особенно отметил появление в июле прошлого года Киевского проекта урегулирования. Тот факт, что его авторство взял на себя прежний глава миссии ОБСЕ Дэвид Суорц, господин Хилл назвал "подвигом".

"Представление проекта, поддержанное всеми тремя посредниками - это большой шаг и это способствовало тому, что стороны сосредоточили свои усилия на обсуждении единого документа, в котором решалось бы большинство вопросов приднестровского урегулирования".

По мнению господина Хилла, предложенная в нем формула федеративного государства, является наиболее оптимальной.

Не был обойден вниманием и вопрос ликвидации российского военного присутствия в Приднестровье до конца нынешнего года. Господин Хилл со сдержанным оптимизмом, но недвусмысленно высказался в том плане, что Россия в обязательном порядке должна выполнить взятые на себя обязательства. По его словам Америка долго и внимательно приглядывалась и наблюдала за ходом выполнения стамбульского соглашения, но "на нынешнем этапе ее терпение исчерпывается".

Но главным же достижением работы миссии ОБСЕ, господин Хилл считает то, что консультации продолжаются и проходят, и даже, по его мнению, в достаточно динамичном темпе.

 

 
Главная
Подробности
О ПМР
СМИ о ПМР
 
О наc
Контакты
Гостевая
Архив
     
   

 

Hosted by uCoz