|
РОССИЯ В ПРИДНЕСТРОВЬЕ: ПОРА ВМЕШАТЬСЯ В.ПУТИНУ Ярким примером непонимания российской элитой национальных
интересов является политика России в отношении урегулирования Приднестровского
конфликта. |
|
государством и не оказались в натовском альянсе. В чём суть политики России в процессе урегулирования? Практически в одном - понравиться Западу. Апофеозом сдачи здесь национальных интересов стал стамбульский саммит ОБСЕ 1999 года, на котором Россия взяла обязательство вывести остатки своих войск из Приднестровья, заменив их международными под эгидой ОБСЕ. В своё время так же руководство бывшего СССР, правопреемником которого стала Российская Федерация, вывела войска из Восточной Европы, куда впоследствии вошло НАТО. Можно обсуждать, каковы интересы современной России в Латинской Америке, Африке, Юго-Восточной Азии и т.д. Но как можно терять позиции в столь важном для неё регионе как Приднестровье? Как известно, на Балканском полуострове, Ближнем Востоке, Центральной
Азии и других регионах, где действует НАТО, широко используется политика
силы, вне зависимости от официально провозглашаемых норм международного
права. В России можно выделить два подхода к решению приднестровской проблемы.
Первый основывается на необходимости ликвидации самостоятельной приднестровской
государственности и присоединении Приднестровья к Молдове в качестве автономии.
Этот подход выработан совместно МИДом России и ОБСЕ и означает, фактически,
выдавливание России из этого региона. Надо иметь в виду, что Молдова имеет
крупные финансовые обязательства перед МВФ и другими западными структурами
(около 2 млрд. долларов) и, следовательно, не может проводить самостоятельную
политику. К тому же Конституция Молдовы не допускает присутствия иностранных,
то есть российских, войск на своей территории. Во-первых, руководство Молдовы и при президенте Снегуре и при президенте Лучинском, а так же парламент Молдовы прочно стояло на унитарных позициях и слышать не хотело ни о какой автономии. Во-вторых, руководство ПМР не спешило терять государство и превращать республику в то ли молдавскую, то ли в румынскую провинцию. Но основную роль в этом сыграли другие российские структуры - органы представительной власти (Верховный Совет, Государственная Дума), а также министерства и ведомства, заинтересованные в обеспечении государственных интересов Российской Федерации. Они сформулировали свой, отличный от мидовского. подход к Приднестровью. Он заключается в том, что Приднестровье является зоной стратегических интересов Российской Федерации и народ Приднестровья имеет право самостоятельно решать свою судьбу. Выразителями этих позиций стали две комиссии по приднестровской проблеме:
Государственная комиссия под руководством Е. Примакова и парламентская
комиссия, действующая уже в третьей Государственной Думе. Победа коммунистов на выборах в Молдове, как это ни странно, осложнило положение ПМР. Это связано с тем, что российские левые, традиционно поддерживающие Приднестровье, теперь могут быть заинтересованы в объединении ПМР и Молдовы с целью укрепить положение коммунистов в Кишинёве. В тоже время лидер молдавских коммунистов В. Воронин, понимая экономическую зависимость страны от Запада, будет продолжать про западную политику. Некоторые симптомы тому уже имеются. В частности, нет чёткой позиции в Кишинёве по декларированному во время избирательной компании присоединению Молдовы к Союзу России и Беларуси (статус наблюдателя при Союзе представляется неубедительным), нет ясности о придании русскому языку статуса государственного, нет отношения к сохранению российского присутствия в регионе, ничего не говорится о готовности пойти на уступки Приднестровью в вопросе его самостоятельности в общем государстве. В сочетании с позицией комиссии Примакова это может подтолкнуть руководство ПМР к пересмотру своей ориентации на Россию. К сожалению, некоторые недооценивают тот факт, что Приднестровье является хотя и не признанным, но самостоятельным во всех отношениях государством и в принципе, в исторической перспективе, вполне способно получить политические и экономические гарантии без участия России. Это было бы значительной потерей для России не только в политическом, но и в экономическом плане. ПМР, в отличие от Республики Молдова, - свободна от долговых обязательств перед Западом. Валовой прирост её экономики за прошлый год составил 18 % по сравнению с нулевым приростом в Молдове. ПМР готова к сотрудничеству с российским капиталом в вопросах приватизации, готова к проведению взаимозачётов по поставкам энергоресурсов. Кстати, Украина, в отличии от России, значительно дальше продвинулась в вопросах создания с ПМР единого экономического пространства. Почему российский МИД не переносит украинский опыт в отношения России с Приднестровьем? Не видно активных действий российского МИДа и по открытию российского консульства в Тирасполе, хотя Государственная Дума России неоднократно ставила этот вопрос в своих постановлениях. Симптоматично, что позиция МИД России объективно совпадает с позицией Государственного департамента США, который устами своего посла в Молдавии предлагал ПМР финансовую и иную помощь, в случаи переориентации политики республики с России на Запад. Можно вспомнить, что зона Приднестровья ещё при Президенте Б. Клинтоне была объявлена зоной интересов США, вспомнить про активные контакты небезызвестного Сороса с лидерами УНА-УНСО и других организаций по поводу Приднестровья. Нельзя исключать, что щедрое финансирование политической оппозиции ПМР исходит и из этих источников. Руководству России пора определиться со своей политикой в данном регионе с учётом новых условий. Как показала практика, отдача этого вопроса на откуп госкомиссии ни к чему хорошему не привела. Принципиальной является дилемма: либо Молдова входит в Союз России и Беларуси и тогда вопрос Приднестровья решается как составная часть этого процесса, либо Молдова продолжается интегрироваться в про натовские структуры и тогда Россия должна официально признать ПМР как самостоятельное государство. В любом случаи необходимо активно вмешаться в происходящие события Президенту России В. Путину, как первому лицу страны-гаранта урегулирования, и положить конец аппаратным играм в сфере национальных интересов государства. Виталий Журавлёв,эксперт Российско-Приднестровский Апрель 2001г. |
|
Создание сайта: НИЦ Тирас Медиа Copyright ©2000.
All rights reserved.
|