Элемент заголовка Элемент заголовка Элемент заголовка Элемент заголовка Элемент заголовка
                 

 

ДОКЛАД
Президента Приднестровской Молдавской Республики к одиннадцатой годовщине образования Республики
2 сентября 2001 г.

Дорогие приднестровцы! Друзья! Уважаемые гости
11 лет назад, волей народа, создана Приднестровская Молдавская Республика. Образование нашего государства является исторически обоснованным, юридически и нравственно законным следствием распада СССР.
Суверенитет и государственность Приднестровской Молдавской Республики уходят своими историческими корнями в государственный статус Молдавской Автономной

 

 

ССР, входящей в состав Украинской ССР. Просуществовав до 1940 года, МАССР была объединена решением органов государственной власти Союза ССР с территорией Бессарабии, возвращенной ему Румынией.
В 1990 году решением о неправомочности Пакта Молотова-Риббентропа и секретных приложений к нему Верховный Совет Молдовы практически объявил незаконным создание Молдавской ССР, образованной путем присоединения к МАССР Бессарабии. Таким образом, признавалась правомерность, легитимность образования нашего государства.
Это был ответ на создание унитарной Молдовы, все более тяготевшей к Румынии, в которой нарушение прав человека стало частью ее официальной политики.
Приднестровье помимо своей воли могло превратиться в бесправную часть румынского государства.
Юридическое закрепление волеизъявления народа Приднестровья 1 декабря 1991 года референдумом, на котором 98% граждан проголосовали за образование Приднестровской Молдавской Республики, является решающим фактором для отстаивания политико-правового статуса нашего государства и его объективного существования с точки зрения международного права. Более того, образование Приднестровской Молдавской Республики - необходимая мера защиты приднестровского народа от националистической истерии Молдовы, экстремизма и открытой агрессии. Это был общественный протест против насилия над правами человека.
Республика, созданная народом, является главной гарантией защиты его прав и свобод, гарантией сохранения собственной культуры и исторического прошлого, гарантией будущего своих детей.
Таким образом, образование Приднестровской Молдавской Республики есть исторически обоснованная, юридически законная и нравственно оправданное следствие развития политико-правовых процессов в современном мире.
Время подтверждает правильность выбора народа Приднестровья. Достаточно проанализировать негативные действия в Латвии и других государствах по отношению к "нетитульным" нациям.
В Приднестровской Молдавской Республике три государственных языка: молдавский, русский и украинский, двойное гражданство, что обеспечивает всем гражданам нашей республики равные права.
В этот торжественный день, мы не можем не вспомнить трагедию гражданской войны, уготованную агрессорами Молдовы.
Сотни лучших сыновей и дочерей нашего народа сложили головы, чтобы остановить натиск националистов. Война оставила нам тысячи раненых и искалеченных, вдов и сирот, потерявших своих близких.
Эта незаживающая рана еще многие десятилетия будет нестихающей болью в наших сердцах.
Мы никогда не забудем и наших братьев - добровольцев, врачей и казаков, всех тех, кто протянул руку помощи в те времена, кто проливал кровь за нашу Отчизну.
Прошу почтить их светлую память минутой молчания.
Сегодня Приднестровская Молдавская Республика - суверенное, независимое, демократическое, правовое и светское государство.
Государственная власть в республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Ее Президент, в соответствии с Конституцией и законами Приднестровской Молдавской Республики, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Для защиты суверенитета и независимости созданы Вооруженные Силы.
Приднестровская Молдавская Республика имеет государственный флаг, герб и гимн, которые являются ее символами и утверждаются Законом.
В республике существует самостоятельная экономическая и финансовая система, которая сложилась за годы ее существования как суверенного государства.
Границы и территория Приднестровской Молдавской Республики определяются Законом.
Высший приоритет внешнеполитического курса Приднестровской Молдавской Республики можно сформулировать так:
- создание благоприятных внешних условий для обеспечения надежной безопасности,
- а также роста экономической, политической, интеллектуальной, информационно-коммуникационной мощи Приднестровья,
- повышение уровня жизни населения,
- успешного проведения демократических преобразований
соблюдения прав и свобод человека.
Основа равноправного партнерства с соседними странами строится исходя из приоритетности взаимных интересов.
Накапливается опыт взаимовыгодного разрешения расхождений и противоречий на межгосударственном уровне.
Вместе с тем, принципиально важно видеть при этом границы любого сотрудничества, которое должно осуществляться в формах, отвечающих национальным интересам Приднестровской Молдавской Республики.
В приднестровской внешней политике центральную роль играет экономическая составляющая.
Прагматический стержень современного подхода к экономической внешней политике вселяет надежды (в частности, доступность внутренних рынков для иностранных инвесторов).
В тактическом плане видятся два генеральных направления:
1. Последовательная интеграция в экономические союзы Востока и Запада, разумеется, с учетом собственных интересов.
2. Курс на обеспечение режима наибольшего благоприятствования для приднестровского экспорта товаров и услуг, содействие закреплению приднестровских экспортеров на зарубежных рынках.
В условиях, когда государства Европы строят свои отношения на основе принципов, разрабатываемых в системе общеевропейской интеграции, где все члены Европейского сообщества имеют равные права как в экономическом, так и в политическом отношении, важным направлением внешней политики является переговорный процесс между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова, реально начавшийся в апреле 1994 года.
Спустя одиннадцать лет, основные противоречия между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой переместились из языковой, внутриполитической плоскостей в социально-экономическую, финансовую и, наконец, геополитическую.
У руководства Приднестровья есть четкое видение проблем, есть стратегия их разрешения, есть и определенные практические успехи, достигнутые в сложных переговорах с Молдовой.
Подписано более 65 документов и соглашений, обеспечено участие в переговорном процессе посредников и гарантов выполнения достигнутых договоренностей, введен в действие и успешно функционирует механизм четырехсторонней миротворческой операции.
Важнейшими вопросами переговорного процесса в настоящее время являются:
- разработка всеобъемлющего Соглашения о гарантиях, включающего политические, экономические, военные, социальные и иные гарантии, а также введение в действие механизма реализации данного Соглашения, контроль за соблюдением которого, в свою очередь, будет возложен на страны-гаранты - Россию и Украину и на ОБСЕ, как на посредника в переговорном процессе.
Реализация этого комплекса мер, безусловно, будет способствовать полному урегулированию и нормализации отношений между Молдовой и Приднестровьем, станет окончательной фазой создания и поддержания в регионе сбалансированной системы стабильности и безопасности.
В современном мире продолжают играть значительную роль военно-силовые факторы.
Девальвация военной силы на глобальном уровне сопровождается тенденцией к усилению ее значимости в региональном и локальном измерении.
Соответственно, сохраняется важное место силы в разблокировании конфликтов, а также, в целом, в практике регулирования международных отношений.
В связи с этим, ключевое значение для Приднестровья имеет развитие отношений с Российской Федерацией.
Российская Федерация является основным гарантом и миротворцем в отношениях Приднестровской Молдавской Республики с Республикой Молдова, в установлении мира и стабильности в регионе.
Россия несла и несет основную нагрузку в мероприятиях по поддержанию хрупкого мира в Приднестровье.
Народ Приднестровья на референдуме однозначно высказался за российское военно-политическое присутствие.
Оперативная группа российских войск, дислоцированная в Приднестровье и выполняющая миротворческую функцию, является частью гарантии недопущения повторения кровавых событий 1992 года.
Приднестровская Молдавская Республика неизменно настаивала на том, что основой для принятия решения по вопросу вывоза и утилизации излишков вооружения, военной техники и боеприпасов должна быть договоренность между соответствующими структурами России и Приднестровья, которая и нашла свое отражение в подписанном 15 июня 2001 года Протоколе о совместной деятельности при проведении работ по утилизации вооружений, военной техники и боеприпасов.
Приднестровская Молдавская Республика выражает готовность продолжать по дипломатической линии конструктивное обсуждение вопроса о статусе и других вопросов, касающихся войск Российской Федерации, находящихся на территории Приднестровья, до их окончательного урегулирования.
Народ Приднестровья не может оставаться безмолвным наблюдателем уничтожения ценностей республики.
Традиционно, Российская Федерация продолжает оставаться одним из главных экономических партнеров Приднестровской Молдавской Республики.
В этой связи, Республика стремится к всестороннему расширению и углублению экономических отношений с Российской Федерацией, а также созданию новых стимулов для взаимодействия предпринимательских структур России и Приднестровья, к развитию торгово-экономических связей с субъектами Российской Федерации через укрепление правового фундамента двусторонних отношений.
Учитывая особенности исторического развития и геополитическое положение Приднестровской Молдавской Республики, а также, исходя из роли Украины, как посредника переговорного процесса и гаранта достигнутых договоренностей между Молдовой и Приднестровьем, отношения с Украиной представляют для Приднестровской Молдавской Республики исключительную важность.
Украина активно участвует в переговорном процессе на уровне экспертов и на уровне Президентов.
Украина стала участницей подписания документов, а также, наряду с Россией, выступает в качестве гаранта выполнения достигнутых договоренностей во всех сферах, включая и военную.
Украинские военные наблюдатели принимают деятельное участие в миротворческом процессе, взаимодействуют с Объединенной Контрольной Комиссией.
Приднестровская Молдавская Республика неизменно ратует за углубление приднестровско-украинских отношений в области экономики на условиях равноправного партнерства, осуществляя тесное сотрудничество с Украиной в области таможенных вопросов, вопросов культуры и образования.
Определяя основой своего внешнеполитического курса стремление к партнерству и взаимоприемлемым решениям, Приднестровье заинтересовано в расширении круга своих союзников, в создании вокруг себя пояса добрососедства, активном использовании механизмов международного сотрудничества для продвижения своих национальных интересов, отстаивании собственных позиций и приоритетов в рамках конструктивного взаимодействия.
Подчеркивая приоритетность отношений со странами Содружества Независимых Государств, Приднестровская Молдавская Республика рассматривает эти отношения как существенный фактор включения Республики в мировые политические и экономические структуры.
Главной задачей является:
- развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества, как основополагающей предпосылки решения всего комплекса вопросов взаимоотношений с государствами СНГ,- использование двусторонних и многосторонних правовых форм для обеспечения нашего участия в экономическом, таможенном союзах.
Связи Приднестровской Молдавской Республики с этой группой государств выведены на уровень, обеспечивающий полнокровное сотрудничество по целому спектру направлений.
В этих целях является важным продолжение линии, направленной на сохранение жизнеспособной структуры хозяйственных взаимоотношений, правовое упорядочение экономических связей с сохранением и упрочением научно-технического и культурного сотрудничества.
Вместе с тем, принимая во внимание характер взаимоотношений с Россией, Украиной и Белоруссией, а также с другими странами СНГ, на современном этапе видится целесообразным разработка полномасштабных политических договоров с этими государствами.
В целях определения единой согласованной позиции по вопросам преодоления конфликтных и кризисных явлений на постсоветском пространстве, Приднестровская Молдавская Республика установила и длительное время поддерживает дружественные отношения с государствами, находящимися на пути признания.
В первую очередь с Республикой Южная Осетия, Нагорно-Карабахской Республикой, Республикой Абхазия.
Для активизации взаимодействия в экономической, культурной и других сферах, а также координации совместных усилий в вопросах, связанных с формированием подходов к проблемам урегулирования, в ноябре 2000 года был создан Консультативный совет экспертов и учреждено Совещание министров иностранных дел Абхазии, Нагорного Карабаха, Приднестровья и Южной Осетии.
Приднестровская Молдавская Республика на протяжении всего периода своего существования активно проводит линию, направленную на установление и поддержание отношений с заинтересованными международными организациями, используя их богатый опыт для эффективного экономического, научно-технического, культурного развития.
Отдельным направлением сотрудничества с международными организациями является экспертное взаимодействие.
Приднестровье уделяет особое внимание участию собственных экспертов в международных конференциях, форумах и семинарах.
По приглашению Приднестровья в Тирасполе неоднократно находились с рабочими визитами специалисты по международному праву и эксперты-конфликтологи ОБСЕ, США, Великобритании, других государств и авторитетных международных организаций.
Высокий профессиональный уровень участников данных мероприятий обусловил ценность полученных выводов и рекомендаций.
Обсуждение комплекса вопросов, касающихся, принципов формирования Общего государства, выработки и обеспечения механизма гарантий, вариантов легитимизации новообразованных государств, безусловно, способствует поиску оптимальной модели урегулирования.
Историческая дистанция, отделяющая нас от начала 90-х годов, дает основание для некоторого подведения итогов.
21 век будет характеризоваться двумя основными процессами - глобализацией и переходом человечества к постиндустриальной и информационной цивилизации.
В свою очередь, глобализация, способствуя подъему национального самосознания, неуклонно ведет к увеличению числа самостоятельных государств.
Если после Второй мировой войны на Земле насчитывалось около 50 стран, то сейчас их около 220.
По прогнозам, в ближайшие 50 лет, ожидается появление порядка 200 новых государств.
Таким образом, принцип территориальной целостности будет и в дальнейшем отступать перед принципом права наций на самоопределение.
Уже сейчас становится очевидным вред от утратившей свой смысл изоляции во внутренних, национальных границах, как теряют смысл сами границы, ставшие барьером на пути международной интеграции.
Одна из главных задач сегодня - ясное осознание сочетаемости национальных интересов с общемировыми процессами. Они могут и должны находиться в состоянии гармонии. Исходя из этого, Приднестровье формирует свой внешнеполитический курс на многовекторной основе, стремясь к поддержанию и развитию связей, как с Востоком, так и с Западом.
Вместе с тем, реальность диктует нам условия, накладывающие ограничения на свободу формирования и реализации собственного курса внешней политики.
Среди них можно выделить дипломатическую непризнанность государства, продолжающийся переговорный процесс с Республикой Молдова.
Однако, не смотря на то, что в целом приднестровская внешняя политика проходит этап своего становления, сложившаяся ситуация не ведет к отказу от поставленных целей, продуманной и взвешенной внешнеполитической активности.
Более того, в силу своей истории и геополитического положения Приднестровская Молдавская Республика в праве претендовать на достойное место в системе межгосударственных отношений обновленного мира.
Хотел бы особо подчеркнуть, что от того на сколько грамотно и эффективно мы будем использовать свой дипломатический ресурс, будет зависеть не только авторитет нашего государства на международной арене, но и политическая и экономическая ситуация в самой Республике.
Развитие экономики Приднестровской Молдавской Республики в течение прошедших 11 лет происходило на фоне многих негативных факторов, характерных для всех государств СНГ в период перехода централизованной экономики в рыночную.
Непризнанность, экономическая и правовая блокады еще более усугубляли положение, изначально формировали негативные тенденции социально-экономического развития.
Первые годы становления республики сопровождались попытками стабилизировать экономическое положение путем выбора оптимальной экономической модели развития через отдельные реформы.
Однако, полных и ожидаемых результатов достичь не удалось.
Это происходило на фоне таких негативных факторов, как разрыв экономических связей, отсутствие кредитов и инвестиций, разбалансированность собственной экономической системы.
Из-за отсутствия сырьевой базы и зависимости от энергетических ресурсов промышленные предприятия сокращали объемы выпуска продукции, которая в большинстве своем была неконкурентоспособной, что привело к потере внешних рынков сбыта.
При этом важно отметить, что реформы носили вынужденный характер, так как возрастали процессы непрерывного повышения цен и частичного передела собственности.
На протяжении 1991-1993 годов государство стремилось не допустить инфляционного взрыва, который привел бы, в конечном счете, к полному разрушению экономики.
Придерживаясь принципов ее регулируемости, государство избрало нелиберальный путь развития.
Процесс разгосударствления и приватизации был направлен не на передел государственного и муниципального имущества, а на стимулирование инвестиционной активности в отраслях материального производства.
Итоги развития экономики Приднестровской Молдавской Республики в течение 2000 года и семи месяцев 2001 года подтверждают вступление экономики в фазу оживления, после преодоления финансового и экономического кризиса 1998-1999 годов.
Этому способствовали усилия Правительства, Кабинета Министров, направленные на преобразование и реформирование отраслей, реализацию первоочередных мер по стабилизации финансово-экономического положения Приднестровской Молдавской Республики.
Коренным образом с 1 января 2001 года изменилась налоговая система, которая предусматривает отмену низкоэффективных налогов и введение налогов, способствующих не только пополнению доходной части бюджета, но и стимулирующих финансово-хозяйственную деятельность организаций и достижение устойчивого экономического роста.
Разработана нормативная база в области приватизации, инвестиционной деятельности и рынка ценных бумаг.
Подведены итоги работы реструктуризируемых предприятий. Проводимый процесс реструктуризации позволил нарастить объемы производства продукции, возобновить финансово- хозяйственную деятельность и улучшить финансовое положение предприятий, удержать позиции на внешнем рынке, сохранить рабочие места и реализовать мероприятия по техническому перевооружению и модернизации производства.
Объем ВВП в первом полугодии 2001 года возрос по сравнению с прошлогодним уровнем на 17,0% и составил 112,0 млн. долл.
Совершенствование инструментов регулирования денежно-кредитной политики позволило обеспечить предсказуемость и стабильность обменного курса приднестровского рубля, сократить темпы инфляции за семь месяцев 2001 года по сравнению с прошлогодним уровнем на 39,45%.
Политика, проводимая в сфере государственных финансов, по итогам I полугодия текущего года позволила увеличить на 7,0% поступления в доходную часть Республиканского бюджета по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при исполнении фактических показателей к запланированному объему на 86,0%. При этом 97,0% поступлений обеспечено денежными средствами.
В текущем году на 59,0% отмечен рост объемов инвестиций в экономику республики по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, за счет реконструкции и технического перевооружения СП АОЗТ "Молдавский металлургический завод", АОЗТ "Тиротекс", АОЗТ "Электромаш", АОЗТ "МГРЭС" и ГП "Молдавкабель".
Развитие внешнеторгового оборота за семь месяцев 2001 года характеризуется высокими темпами прироста, как экспорта, так и импорта.
Общий объём внешнеторгового оборота составил 543 млн. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2000 года на 19,0%.
В текущем году имеет место опережающий прирост экспорта над импортом.Так, объём экспорта составил 229,0 млн. долларов США и увеличился на 20,0%, а импорт составил 314,0 млн. долларов США и увеличился на 17,9%.
Для сравнения, в Молдове:
- за январь-май экспорт - 233,9 млн. долл.;
- импорт - 337,5 млн.долл.
В первом полугодии 2001 года республика осуществляла экспорт в 55 стран СНГ и дальнего зарубежья, при этом в 22 страны экспорт по сравнению с соответствующим периодом 2000 года увеличился.
Наиболее крупными внешнеторговыми партнёрами остаются Российская Федерация, на долю которой приходится 25,2% общего оборота, Республика Молдова - 15,4%, Украина - 11,9 %, Италия - 4,8%, США - 6,7%.
За семь месяцев 2001 года удельный вес бартерных сделок только в экспортных поставках составил 7,6% против 11,4% за соответствующий период прошлого года.
Объем промышленного производства (в у.д.е.) характеризуется ростом выпуска продукции, который в январе-июле текущего года составил 317,7 млн.долл. США, что на 15,0% выше уровня января-июля 2000 года, произведено товаров, работ, услуг на душу населения 488,2 долл. (в Молдове на душу населения - 93,8 доллара).
В целом по Республике в отчетном периоде увеличен выпуск промышленной продукции на 75 предприятиях, из них: НП АО "Электромаш" на 99,8%, АОЗТ "Молдавская ГРЭС" - на 78,2%, АП "Рыбницкий насосный завод" - на 44,7%, ГП "Тираспольский винно-коньячнй завод «КВИНТ" - на 42,7% и т.д.
Прирост объемов производства обеспечен предприятиями города Тирасполь, Слободзейским и Каменским районами.
Разработаны "Основные направления социально-экономического развития Приднестровской Молдавской Республики на 2002-2003 годы".
Продолжается курс реформирования промышленного потенциала Республики, целью которого является достижение устойчивого экономического роста, развитие народного хозяйства, повышение качества жизни населения.
Созданы условия для осуществления разгосударствления и приватизации государственного имущества: приняты Законы "О малой приватизации" и "О разгосударствлении и приватизации", в июле 2001 года Верховным Советом рассмотрена Государственная программа разгосударствления и приватизации на 2001-2002 годы.
При этом, основными отличиями процесса приватизации в Приднестровской Молдавской Республике от других стран СНГ, является возмездный характер передачи прав собственности на государственное имущество, полный контроль данного процесса со стороны общественности, обеспечение государственного контроля над приватизированными предприятиями путём введения механизма "золотой акции".
В Республике развиваются интеграционные процессы на основе создания совместных предприятий, холдингов с иностранными партнёрами, инвестиционных, кредитных и лизинговых отношений.
Уже работают совместные предприятия ЗАО "Днестравто", СП "Газполимерсервис", ЗАО "Приднестровьегазреализация", ЗАО "Александр Суворов". В дальнейшем планируется вхождение АОЗТ "Электрофарфор", ГУП "Прибор", ЗАО "Машиностроительный завод" в Российские холдинги.
В 2001 году продолжалась газификация северной части Григориопольского района. Перед газовой отраслью стоят задачи по выполнению всего комплекса работ по газификации Каменского района, а это - строительство магистрального газопровода-отвода протяженностью 30 км, межпоселкового газопровода 14 км.
В сложной экономической ситуации транспортные предприятия удовлетворяли потребности населения и предприятий в перевозке грузов.
В целях полного удовлетворения потребности населения в перевозках, повышения качества обслуживания транспорта были внедрены мероприятия по совершенствованию работы предприятий общественного пассажирского транспорта: открыты новые маршруты автобусов Тирасполь-Вознесенск, Рыбница-Ялта, Тирасполь-Берлин; ведется реконструкция, техническое переоснащение и компьютеризация существующих автовокзалов и автостанций.
Работникам автотранспорта предстоит решить важные задачи по доведению уровня ремонта и содержания дорог до европейских стандартов и, тем самым, обеспечить вхождение Приднестровской Молдавской Республики в европейские коридоры.
Информационная сфера является одной из наиболее динамично развивающихся в республике. Развитие экономики неизбежно приводит к увеличению спроса на ассортимент и качество информационных услуг.
Наиболее востребованными являются услуги связи.
В I полугодии 2001 года в городе Тирасполь введена цифровая автоматическая телефонная станция S-12 "Алкатель" на 4392 номера и на 1024 номера фирмы "Луцент тэкнолоджиз".
В Рыбницком и Григориопольском районах произведена реконструкция действующих АТС, в результате которой номерная емкость увеличена на 1100 номеров.
Наряду с традиционными услугами все большим спросом пользуются новые виды услуг - скоростной передачи данных, мобильной беспроводной связи, проводного радиовещания и телетрансляции.
В текущем году сельское хозяйство работало в условиях преодоления кризисных явлений. В республике завершается уборка урожая.Благодаря активизации работы на местах обеспечена потребность государства в зерне.
По состоянию на 14 августа 2001года намолочено зерновых и зернобобовых 201,0 тыс.тонн, что на 76,0 тыс.тонн, или на 61,0% больше аналогичного периода прошлого года, при средней урожайности по республике 26,8 ц/га.
Причем, самой высокой урожайности озимой пшеницы добились труженики Слободзейского района (33,9ц/га), а также 2-х сельскохозяйственных предприятий города Тирасполь (43,0ц/га) и 2-х хозяйств города Бендеры (34,0ц/га).
Также существенно увеличено производство озимых и овощей.
Ответственный подход к кормозаготовительным работам со стороны руководителей хозяйств республики, по состоянию на 1 августа, позволил заготовить свыше 11 тыс.тонн сена (что в 2,5 раза выше прошлогоднего уровня), около 45 тыс.тонн сенажа (в 2,7 раза выше прошлогоднего уровня) и свыше 10 тыс.тонн соломы.
Это создает хорошие предпосылки для благополучной зимовки и увеличения поголовья скота.
Продолжено реформирование производственных отношений сельскохозяйственных организаций, направленное на изменение форм собственности и создание новых субъектов хозяйствования.
В текущем году создано 42 производственных сельскохозяйственных кооператива (ПСК). В республике созданы условия для развития фермерских хозяйств, число которых к 1 июля 2001 года достигло 185, земельная площадь которых превышает 10 тыс.га.
В целях вывода предприятий перерабатывающей промышленности из кризиса разработана Программа реформирования предприятий перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и связанных с ними в порядке кооперации предприятий и организаций, важным направлением которой является:
- агропромышленная интеграция сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий в виде различных организационно-правовых и организационно-экономических форм собственности (концернов, ГЗАО, корпораций и др.),
- совершенствование структуры и механизма управления,
- привлечение инвестиций для развития перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий.
В рамках данной программы создано 8 концернов.
В Республике создана экономическая основа для развития частного предпринимательства.
В настоящее время насчитывается более 2000 малых предприятий. Продукция малых предприятий ориентирована как на внутренний, так и на внешний рынок.
Широко известна за пределами Республики продукция таких предприятий, как ООО "Евростиль", торгово-промышленная фирма "Интерцентр-Люкс", ООО производственная фирма "Олимп", которые специализируются на производстве и выпуске швейных и трикотажных изделий, мебели.
В целях стимулирования развития малого предпринимательства в настоящее время разработана и утверждена государственная Программа развития и поддержки малого предпринимательства, реализация которой будет способствовать активизации малого предпринимательства, созданию новых рабочих мест, росту объёмов производства частного сектора экономики.
Разработан новый Закон о Предпринимательском патенте.
Все более важное значение приобретают вопросы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Несмотря на дефицит финансовых средств, за истекший период были осуществлены следующие природоохранные мероприятия:
- согласно плана осуществления мероприятий по охране водных ресурсов Незавертайловским ГП "Рыбхоз" осуществлено зарыбление Кучурганского водохранилища;
- в области охраны минерально-сырьевой базы республики проводились рекультивационные работы, а также режимные работы по наблюдению за уровнем грунтовых и подземных вод;
- в рамках "Программы создания массивных лесонасаждений и полезащитных полос на землях колхозов" и кампании "Посади свое дерево" посажено 157 га лесных культур.
В дальнейшем экономическая политика будет направлена на:
- реформирование перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, как приоритетных отраслей экономики, для насыщения внутреннего рынка продуктами питания;
- продолжение совершенствования налоговой системы, реформирование системы бухгалтерского учета и статистики;
- на создание и поддержку благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, сосредоточение инвестиционной активности на обновлении всего спектра производственной инфраструктуры;
- активизацию эффективных процессов малой приватизации муниципальной собственности, разгосударствление и приватизацию промышленных предприятий государственной формы собственности;
- введение системы государственных социальных стандартов в сфере здравоохранения, образования и культуры с целью формирования минимально необходимой потребности бюджетных средств;
- формирование и принятие реального бюджета;
- сокращение государственного долга;
- совершенствование системы планирования и исполнения государственного бюджета;
- регулирование платежей и нормализацию системы расчетов между предприятиями;
- совершенствование системы государственного заказа;
- упорядочение межбюджетных отношений.
На первом этапе экономических реформ, становления рыночных отношений, в условиях недостатка бюджетных средств возможности государства в проведении активной социальной политики ограничиваются.
В то же время, в сложившихся экономических условиях были приняты меры, направленные на снижение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни населения и частичную компенсацию потерь наиболее нуждающихся категорий населения.
Созданы механизмы защиты доходов работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, женщин и детей, ветеранов, инвалидов и граждан, потерявших работу.
Среднемесячная заработная плата на 1 работающего в Республике за 7 месяцев текущего года составила 41 доллар и возросла по сравнению с прошлым годом на 37,0%. При этом удельный вес заработной платы работников производственной сферы в общем фонде потребления в январе-июле текущего года составил 67,0%, остальных, в том числе бюджетных работников - 33,0%.
Взвешенная денежная, кредитная, валютная политика, проводимая Приднестровским республиканским банком, привела к снижению темпов роста цен на потребительские товары.
Так если, за январь-июнь 2000 года цены на потребительские товары и услуги выросли на 50,4%, то по итогам I полугодия текущего года цены и тарифы возросли на 18,6%.
В данной ситуации, характеризующейся снижением темпов роста инфляции, появились предпосылки для стабилизации уровня жизни населения Приднестровья.
Важнейшим достижением текущего момента является постепенная ликвидация задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. Принимаемые меры по ее погашению позволили, в основном ее ликвидировать.
С целью предупреждения роста безработицы, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, проводится работа по профессиональной подготовке и переподготовке незанятого населения и безработных граждан.
В связи с этим сократилась численность официально зарегистрированных безработных на 8,0%.
На сегодняшний день в республике численность работающего населения составила 174 тыс. человек, пенсионеров 134 тыс. человек.
В сфере пенсионного обеспечения, при имеющемся бюджетном дефиците, выплата пенсий проводилась своевременно.
За период с 1 сентября 2000 года по 1 сентября 2001 года численность пенсионеров в Республике возросла на 665 человек и в настоящее время составляет 134300 человек
Регулярно проводимые перерасчеты пенсий позволили ее увеличить средний размер с 53 рублей до 110, т.е. в 2 раза, и поднять уровень пенсии.
Кроме того, до конца года планируется увеличение пенсий еще на 10,0%.
Основу стабильности и успешного динамичного развития любого общества всегда составляли эффективная система образования и высокий индекс образованности населения.
Достичь этих показателей в условиях Приднестровья можно только в процессе укрепления и развития государственной школы как наиболее мощной и устойчивой опоры сохранения самой государственности Приднестровской Молдавской Республики.
В 2001 году в сфере образования продолжилась работа по осуществлению государственной образовательной политики, совершенствование воспитательной работы с учащейся и студенческой молодежью в республике.
В настоящее время сеть учреждений Приднестровской Молдавской Республики включает ведущий вуз Приднестровья - Приднестровский государственный университет, 214 дошкольных образовательных учреждений, 183 государственных и 10 негосударственных общеобразовательных школ с молдавским и украинским языками обучения, свыше 90 учреждений дополнительного и 30 учреждений профессионального образования, в которых обучаются свыше 120 тысяч учащихся и студентов под руководством более 11 тысяч педагогических работников.
Несмотря на недостаток средств, в основном завершена подготовка к новому учебному году, во всех школах республики ученики сели за парты.
Дальнейшее развитие получили культура, искусство и спорт. Стратегическая цель государственной политики в этих сферах - создание условий для свободного физического и культурного развития граждан и общества, обеспечение преемственности традиций, воспроизводства культурного потенциала, оздоровления населения через систему массовой физической культуры.
Не могу не порадоваться за наших работников культуры, которых не сломили экономические трудности и которые не снизили свою творческую активность
По их инициативе в текущем году проводились десятки республиканских и международных фестивалей и конкурсов, деятельно развивалось культурное сотрудничество с государственными и общественными организациями ближнего и дальнего зарубежья.
При постоянном участии национальных обществ регулярно проводятся Дни украинской, молдавской, русской, белорусской культур.
Наш народ всегда отличался физически развитой спортивной молодежью. Анализируя положение дел в учреждениях физической культуры и спорта, необходимо отметить их стабильную работу и хорошо организованный учебно-тренировочный процесс.
Ведущие спортсмены нашей республики принимали участие в Чемпионатах, первенствах Мира, Европы. Это Борисова Елена (город Бендеры, тренер Норель Михаил) ставшая чемпионкой Мира по шашкам.
Чемпионы Европы по борьбе самбо тираспольчанки: Людмила Кристя, Анна Репида, Светлана Ткач, Ирина Чернявая. Их успех по праву разделяют и тренера: Виктор Кореченков, Иван Тимотин, Анна Лисовая, Сергей Галатонов.
Игорь Самойленко победитель VIII-го традиционного международного турнира по боксу, который в июле 2001 года завершился в городе Севастополь. Тренирует спортсмена Виктор Казанжи.
Интенсивно развивается молодежное и детское общественное движение в Приднестровской Молдавской Республике.
Хочу подчеркнуть, что нынешняя социальная политика нашего государства направлена прежде всего на воспитание гармонично развитой личности, гражданина, а не просто человека с определенным багажом знаний. Поэтому, в основу работы с молодежью должна быть заложена выработка механизма социальной адаптации будущих строителей нашего государства: обязательное трудоустройство, нравственный, физический, интеллектуальный комфорт, активная жизненная позиция.
Воспитательная направленность в работе с молодым поколением должна определяться прочными историко-патриотическими традициями нашего общества.
Сегодня, одной из острейших проблем в области занятости населения является занятость молодежи.
Новой формой обеспечения занятости стала Программа "Молодежная практика", "Стажер". Она дает возможность выпускникам разных учебных заведений, не имеющим опыта работы, приобретать профессиональные знания, навыки и умения, а также обеспечивает их дальнейшее трудоустройство.
Большое внимание в нашей республике уделялось и уделяется отрасли здравоохранения.
Примером этого служит открытие отделения эндоскопии и малой инвазивной хирургии в Республиканской клинической больнице, урологического отделения в Бендерской городской больнице, реорганизация психиатрической службы, рассмотрение вопроса открытия межрайонной туберкулезной больницы, открытие отделения реабилитации социально незащищенной категории граждан и отделения реабилитации больных с нарушением мозгового кровообращения на базе Госпиталя инвалидов Отечественной войны, отделения реабилитации больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы на базе Республиканской клинической больницы.
Мы не допустили распространение опасных эпидемий. Разработаны 12 целевых республиканских Программ, среди которых программы по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД инфекцией, по борьбе с туберкулезом, Программы "Дети Приднестровья" и "Сахарный диабет" и др.
Главное богатство нашей республики - это ее народ, простые труженики, которые своим трудом в непростой ситуации, талантом, знаниями, огромной созидательной энергией создавали и крепили наше государство.
Невозможно рассказать о всех коллективах наших предприятий - каждый достоин того, чтобы были названы поименно его работники. Поэтому, говоря об отдельных коллективах, мы отдаем должное всем приднестровцам.
Трудное время наступило для всех. Выживать не легко и не просто. Но даже в самые тяжелые дни проходная фабрики "Флоаре" ни на один день не была закрыта. И все это благодаря тому, что на фабрике очень дружный и сплоченный коллектив высоко профессиональных работников. Для каждого из них фабрика - это надежда, вера, часть жизни.
Благодаря замечательным инженерам, технологам и модельерам в 2000 году было разработано свыше 50 новых моделей красивой, удобной, добротной обуви.
Особую благодарность заслуживают работники, которые пришли на фабрику с первых дней ее открытия, пережили с ней все трудности и невзгоды и сегодня прекрасно работают.
Это раскройщик материалов Ярецкая Вера Ивановна, сборщик верха обуви Кабурган Мелания Ивановна, литейщик Паскарь Николай Иванович, отделочник обуви Стукало Клавдия Даниловна, главный технолог Сидоренчик Татьяна Дмитриевна и многие, многие другие.
Крупнейший в СНГ и Восточной Европе производитель фольгированных диэлектриков для печатных плат - АОЗТ завод "Молдавизолит".
Высокое качество выпускаемой продукции и приемлемые цены обеспечили востребованность материалов на российском рынке (около 70%) и других странах ближнего и дальнего зарубежья. Все это было бы невозможно без профессионалов высокого класса, таких как:
Юрченко Николай Иванович - пропитчик,
Борхель Мария Петровна - прессовщица,
Сокирка Сергей Григорьевич - инженер-технолог,
Калуцкий Виталий Евгеньевич - пропитчик,
Шангай Татьяна Анатольевна - сменный мастер и многих других.
Еще недавно, не более 2-х лет назад, Электроаппаратный завод испытывал немалые трудности, связанные с несвоевременной выплатой заработной платы, уплатой налогов, погашением кредиторской задолженности.
Правление АО "Тираспольский Электроаппаратный завод" приняло решение сменить руководство завода и назначило директором предприятия Арлакова Николая Васильевича.
Не сразу и не все поверили в него, высказывались опасения, что финансовое положение завода станет еще хуже. Но сегодня ясно, что Правление не ошиблось, предлагая на эту должность Арлакова Н.В., погашены убытки прошлых лет, ликвидирована задолженность по платежам в бюджет, Пенсионный фонд, почти полностью произведены расчеты по кредиту, заработная плата выплачивается вовремя.
Электроаппаратный завод вновь становится в ряды лучших предприятий города и республики, и не малая заслуга в этом нынешнего директора.
Показывая личный пример добросовестного отношения к труду, штукатур-маляр АП ПС РСУ-1 Касиян Марина Николаевна большой вклад внесла в подготовку города к юбилею, выполняя работы по оформлению улиц, Мемориала Славы, площади Суворова, Приднестровского государственного университета и других объектов города.
В Каменском районе на протяжении 15 лет по всем показателям: прибыли, рентабельности, валовому сбору сельскохозяйственной продукции и продукции животноводства лидирует колхоз "Путь Ленина", руководимый депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Григорием Николаевичем Евстратием.
Лидером жатвы 2001 года стал экипаж комбайна, руководимый Бабчинецким Алексеем Александровичем и его помощником Бабчинецким Валерием Александровичем.
На перевозке зерна отличился водитель Качуровский Николай Васильевич, который перевез с полей на ток 990 тонн зерна.
Когда Приднестровье постигла беда - неукротимая стихия мертвой хваткой сковала все сущее: живую природу и творение рук человеческих, погрузив во тьму северные районы республики - все жители Приднестровья поднялись тогда на борьбу со стихией.
Включились в нее и работники завода литейных машин им. Кирова. Пошел в запуск госзаказ на изготовление 40 форм для производства усиленных железобетонных опор ЛЭП.
Мобилизующим и связующим звеном, как всегда, стали ветераны труда, за долгий трудовой путь они не раз выступали инициаторами трудовых починов.
В который раз с теплотой в сердце, с гордостью убеждаемся, что наши рабочие - это не просто отличные производственники - это поистине беззаветные борцы за трудовое мастерство, за честь заводской марки. С признательностью называем имена таких рабочих как:
Дольников Евгений Николаевич,
Сичкарь Петр Афанасьевич,
Иссар Иван Иванович,
Губогло Николай Ильич,
Осяшин Юрий Иванович,
Сузанский Виктор Васильевич,
Лукашевич Владимир Григорьевич,
Рыляков Федор Афанасьевич,
Чайка Павел Николаевич,
Маринеску Андрей Григорьевич и многие другие.
АОЗТ "Тиротекс" составляют те, кто приехал в Тирасполь по вызову, чтобы стало реальностью на берегах Днестра мощное текстильное производство.
К числу таких первопроходцев относится и помощник мастера ткацкого цеха N 1 Григорий Иванович Карпенко. 30 лет он обслуживает ткацкие станки, с закрытыми глазами может любой блок разобрать и собрать. А вот что о нем самом говорит старший мастер цеха Валерий Николаевич Шатов: "Лучшего помощника мастера на фабрике просто нет, как и наставника молодежи. Важно и то, что Григорий Иванович не только прекрасный профессионал, но и замечательный человек. Побольше бы нам таких людей - был бы для молодежи постоянный пример, как нужно достойно выстраивать свою судьбу".
Я хочу от всей души поблагодарить всех тех, кто своим неустанным трудом в нелегких условиях способствовал и способствует тому, чтобы Республика состоялась как государство и шла по намеченному пути.
В Приднестровской Молдавской Республике сохранены молдавский этнос, молдавский язык и культура, сохранены и развиваются традиционные для края славянские культуры, образование и наука. Сохранены и укрепляются уважительные взаимоотношения людей вне зависимости от национальной принадлежности, сохранены и работают предприятия, - словом, сохранены основы жизни народа в целом и каждого гражданина Приднестровской Молдавской Республики в отдельности.
Это - большая заслуга и большое достижение приднестровцев.
Наша Республика молода и устремлена в будущее.
Трудно республике сегодня. Впереди предстоит большая работа по решению экономических и политических задач нашего государства.
Главное - сохранить на будущее право жить на этой земле, право решать свою судьбу в своем государстве.
Будет мир - сделаем нашу жизнь зажиточной и краше.
С праздником Вас, дорогие приднестровцы и многоуважаемые гости!
Да здравствует 11-я годовщина Приднестровской Молдавской Республики!
Пусть будут мир и благоденствие на нашей приднестровской земле!

 

 

     
   

 

Hosted by uCoz